«Пульс дня»: Глава НСГ на страже собственного бизнеса
18:46; 4 03 2013
5
3 286
Около двух недель назад в Молдове разразился очередной громкий политический скандал: с легкой руки анонимного высокопоставленного лица в Национальном центре по борьбе с коррупцией в СМИ попали аудиозаписи «прослушки» телефонных переговоров премьера Филата и других лидеров ЛДПМ с молдавскими чиновниками «первого ранга». Ничего принципиально нового из этих разговоров мы не узнали, а общество еще раз убедилось в том, что в Молдове превыше всего – «телефонное право». А партии, входящие в альянс, активно используют административный ресурс для борьбы не только с коммунистической оппозицией, но даже друг с другом.
Яркий тому пример – это борьба между либерал-демократами и просто демократами за пост председателя Народного собрания Гагаузии, которая развернулась между ними осенью прошлого года. Судя по опубликованным телефонным переговорам, либерал-демократы приложили огромные усилия, чтобы этот ключевой пост в регионе не достался их партнерам по альянсу. Так, в одном из разговоров премьер Филат лично звонит главному налоговику Молдовы Николаю Викол и требует от того повторно заблокировать счета некого «гагауза». Тот пытается оправдаться: счета были заблокированы, но суд взял сторону предпринимателей. В ответ Филат приказывает: «Счета заблокировать, завтра доложишь» и кидает трубку.
Хотя имя Константинова и название его фирмы прямо не фигурирует в разговоре первых лиц, сам председатель НСГ уверен, что и Филат, и Викол организовывали атаку именно на его семейный бизнес. «14 сентября (в разгар выборов в Народное собрание – прим. Ред.) налоговая инспекция предъявила распоряжение Викола, что они должны проверить две фирмы, в то время как они были проверены три месяца назад», - заявил на пресс-конференции в Кишиневе председатель Народного собрания Гагаузии.
Дмитрий Константинов полагает, что таким образом его пытались выдернуть из рядов кандидатов от Демократической партии (на тот момент маскировавшихся под вывеской общественной организацией «Новая Гагаузия») и даже приводит показательный пример бывшего соратника – депутата из села Авдарма Александра Динжос. Тот тоже поначалу позиционировал себя как сторонник «Дудогло-Плахотнюка», но затем «резко сменил политическую ориентацию». «Когда выиграл наш Динжос, пригласили его и примара к премьер-министру и пообещали им 13 миллионов леев на дорогу. И он сегодня является представителем либерально-демократической партии», - посетовал «демократ» Константинов.
Конечно же, премьер Филат категорически отверг все сказанное Константиновым и заверил прессу, что «впервые слышит об этом человеке» (председателе НСГ!). Да и обещания Константинова довести дело до суда выглядит нелепым: в разговоре премьера и начальника налоговой фигурирует лишь некий «гагауз». А таких в Молдове по данным последней переписи без малого двести тысяч. Зато для Филата и его партии гораздо ощутимее имиджевые потери: очевидно, что либерал-демократы задействовали все имеющиеся у них ресурсы, чтобы не допустить усиления демпартии в Гагаузии и… с треском провалили это направление.
Но и выигрыш Дмитрия Константинова от публичного «наезда» на премьера Филата тоже крайне сомнителен. И дело не только в том, в каком виде он предстал перед столичной прессой. Косноязычие и сумбурность выступлений нынешнего председателя НСГ уже породила целую серию шуток в Гагаузии, рано или поздно это «открытие» сделали бы для себя и центральные СМИ. Михаил Формузал даже посоветовал Константинову не позорить должность спикера Народного собрания.
Многих в Гагаузии неприятно поразило совсем другое: в то время, как автономия буквально задыхается от целого вала острых проблем, спикер законодательного органа выходит на пресс-конференцию в Кишиневе, чтобы защитить собственный семейный бизнес. Как будто уже выплачены многомесячные долги по зарплатам медперсоналу Вулканештской ЦРБ, ни одному учебному заведению в автономии не угрожает закрытие, десятки тысяч жителей региона нашли работу у себя дома, а не за границей, и, наконец, исполнено личное обещание Константинова – найти виновных в расхищении гуманитарного топлива и пшеницы.
Но все эти жизненно важные проблемы для каждого жителя автономии в общей сумме, по-видимому, волнуют Дмитрия Константинова на порядок меньше, чем многомиллионные убытки семейного бизнеса.