В минувший вторник депутаты Народного собрания Гагаузии (НСГ) задним числом отправили исполнительный комитет автономии в отставку, официально приняв на работу в его состав еще четырех чиновников.
Таким образом, без предварительного согласия башкана Михаила Формузала уже утверждены семеро (из 21 необходимых) министров гагаузского правительства. Судя по всему, если даже главу исполнительной власти сместить и не удастся, вокруг него останется все меньше подконтрольных чиновников.
Кадровый кризис
Система государственной власти в Гагаузии отличается от национальной. После проведения выборов башкана и выборов в Народное собрание, глава автономии представляет на рассмотрение депутатского корпуса новый состав исполнительного комитета, то есть местного правительства. Несмотря на то что второй тур последних выборов в НСГ завершился более полугода тому назад, команда гагаузского кабинета министров до сих пор сформирована не была.
Тому было несколько причин, главными из которых стала необходимость избрания руководства законодательного органа, принятия поправок в бюджет 2012 года, а также утверждения бюджета региона на 2013 год. Во время политических баталий за власть в НСГ и за распределение финансовых потоков тема утверждения состава исполкома ненадолго отошла на второй план.
Но в начале этого года гагаузские депутаты все же занялись вопросом формирования местного правительства. Впрочем, здесь не обошлось без политических баталий. Дело в том, что большая часть депутатов, прошедших в НСГ как «независимые», плавно дрейфовала в сторону общественного движения «Новая Гагаузия», недавно объявившего о своем присоединении к Демократической партии.
Имеющий большинство в Народном собрании лидер гагаузских демократов Николай Дудогло получил уникальный шанс расквитаться со своим давним политическим оппонентом Михаилом Формузалом, который, в отличие от Дудогло, все же стал башканом. Для этого новоявленные демократы, фракция которых официально так и не была создана, решили расшатать под башканом кресло и получить подконтрольный Народному собранию исполком.
И вето не помогло
В регламент работы НСГ депутаты «протащили» положение о поименном назначении местным парламентом членов исполнительного комитета. Михаил Формузал отказался подписывать регламент, «который был написан под диктовку олигархов из Кишинева». Однако на заседании от 26 марта гагаузские парламентарии сумели преодолеть право вето башкана и начать поименное утверждение членов исполкома.
Таким образом, депутаты сломали устоявшуюся систему политического устройства автономии. Если раньше избранный глава Гагаузии брал на себя всю полноту ответственности, набирая в команду исполкома тех людей, каких он считал нужным, то теперь глав управлений исполкома (гагаузы их называют министрами. – Прим. «Панорама») будут подбирать депутаты. Это может привести к тому, что должность главы автономии со временем станет формальной, тогда как заправлять «парадом» на деле начнут депутаты из Народного собрания.
«Крючок» для министров
Первый тревожный для Михаила Формузала сигнал был дан уже на заседании НСГ от 26 марта. Депутаты показали башкану, что более не позволят ему самостоятельно выбирать, с кем работать, а с кем – нет. Так, из шести представленных кандидатур на посты членов исполкома были одобрены лишь три. Это оставшиеся на своих постах сторонники Формузала ― начальник управления делами исполкома и башкана Павел Тулба, глава Службы информации и безопасности Гагаузии Михаил Железогло и глава управления АПК, экологии и лесного хозяйства Илья Топчу. И если первые двое – технари, вместо которых мало кто сможет исправно выполнять рутинную работу, то Илью Топчу утвердили, как признался депутат Иван Бургуджи, «чтобы было потом с кого спрашивать за хищения гуманитарного дизельного топлива и пшеницы», то бишь чтобы был козырь в рукаве и можно было снять чиновника с должности за «неправильное» поведение.
Зато у и. о. начальника УВД Гагаузии Сергея Суходола, за которого так усердно ратовал в Кишиневе Михаил Формузал, «не было никаких шансов на утверждение», говорили «Панораме» в кулуарах депутаты, близкие к ДПМ. Очень высоки шансы были у экс-главы Налоговой инспекции Юрия Фролова, которого башкан предложил на пост начальника управления финансов. Депутаты наперебой хвалили чиновника, но «настоятельно советовали Формузалу оставить чиновника на прежнем месте работы». Когда тот не согласился – несмотря на симпатии депутатов к Фролову и признание его профессионализма – он утвержден не был.
Назначение членов гагаузского правительства продолжилось на заседании местного парламента от 9 апреля. Михаил Формузал представил список чиновников, которых он видит в качестве руководителей профильных управлений исполкома. Это сплошь и рядом сторонники башкана – его заместители Валерий Яниогло и Николай Стоянов, начальник управления экономического развития Виталий Кюркчу, управления образования Вера Балова, управления промышленности и строительства Петр Златов, управления здравоохранения Марина Дели, управления культуры и туризма Василий Иванчук и управления молодежи и спорта Анатолий Кара.
Значительные изменения Михаил Формузал предложил в руководство районных администраций. Так, свой пост в новом правительстве должен был сохранить только председатель Чадыр-Лунгского района Сергей Бузаджи. В кресле главы Комратского района либерал-демократа Виталия Аладова должен был сменить также либерал-демократ, но более лояльный Формузалу Иван Сары, а в Вулканештах – Иван Крецу должен был «подвинуть» оппонента башкана Сергея Чернева. К слову говоря, во всех лагерях в Гагаузии признают – весь сыр-бор завязался, чтобы сохранить Чернева на посту главы Вулканештского района. И Формузал ни за что не захочет оставлять его в должности главы района, так как Чернев в феврале прошлого года позволил себе на публике ударить Михаила Формузала.
Щелчок по носу
При рассмотрении кандидатуры Валерия Яниогло депутаты упрекнули его в том, что чиновник «живет в Кишиневе и за счет бюджетных средств слишком часто ездит в столицу на автомобиле», потратив за шесть лет своей работы 60 тонн топлива. Сам же Яниогло отмечает, что «не устал от поездок», у него есть жилье в Чок-Майдане и Бессарабке, да и вообще он ночует, где придется», а в Кишинев ездит только по делам.
Вопросы возникли к Петру Златову и Виталию Кюркчу. Впрочем, те легко дали отпор депутатам на вопрос численности возглавляемых ими управлений, выданных командировочных и потраченного топлива. Не найдя к чему «прицепиться», депутат Иван Караджа «в лоб» посоветовал Виталию Кюркчу «как хорошему профессионалу своего дела, добровольно найти себе другую работу и показать местным предпринимателям, как нужно работать». Еще пять кандидатов в члены исполкома НСГ «зарубило», даже не задавая вопросов.
Это произошло, чтобы «дать башкану щелчок по носу», говорят источники «Панорамы» на условиях анонимности. «Формузал пошел на принцип и не захотел сформировать коалиционное правительство. Если бы он утвердил Сергея Чернева и отказался от назначения Сергея Суходола – такой ситуации, возможно, и не было бы», – сказал собеседник газеты.
Потому депутаты Народного собрания и приняли решение убрать из исполкома всех ключевых руководителей, на которых в своей работе и опирался Формузал. Взамен же в исполком утвердили хотя и профессионалов в своих областях, но людей, которые не будут «мешать депутатам» и идти с ними на жесткую конфронтацию.
Кто кого?
Михаил Формузал уже несколько раз отмечал, что распустит депутатский корпус, если тот после двух попыток не сможет утвердить состав гагаузского правительства. Но проблема заключается в том, что, по закону, сделать это глава автономии может лишь по прошествии года с момента последних выборов Народного собрания.
На сегодняшний день расклад сил в Гагаузии явно благоприятствует НСГ, то бишь Демократической партии, поскольку, если ей удастся ослабить Формузала, подчинив себе исполнительный комитет, следующим шагом может стать импичмент главы автономии. Но осуществить это непременно нужно до осени, чтобы башкан не успел распустить НСГ.
Что будет дальше – покажет время, но треть депутатов уже зарегистрировала в Народном собрании инициативу по отстранению от власти Михаила Формузал на основании выводов специальной комиссии, занимавшейся расследованием фактов хищения гуманитарного зерна и дизельного топлива.
В случае, если до 1 мая исполком не вернет в резервный фонд 1,5 тыс. тонн дизтоплива, уже этим летом депутаты могут поставить вопрос ребром – или Формузал добровольно подаст в отставку, или же ему объявят импичмент. А это означает, что политическое лето в Гагаузии будет очень жарким и кризис власти в автономии может совпасть со столичным.