Что стоит за «антиголубыми» инициативами гагаузских депутатов – популизм или забота о генотипе гагаузского народа? Пока вся страна наблюдает за попытками оживить труп АЕИ, возмущается антирусскими инициативами либералов и оценивает шансы наших артистов на «Евровидении», в Гагаузии неожиданно озаботились иной, надо признать, нетипичной для региона проблемой – «пропагандой гомосексуализма». Причем озаботились вполне официально, на уровне властей.
Пресс-служба Народного собрания Гагаузии (НСГ) обнародовала в начале месяца проект закона «Об обеспечении принципов и равноправия, справедливости и объективности», своего рода аналог молдавского Закона об обеспечении равенства. Документ был разработан под руководством председателя юридической комиссии НСГ Ивана Бургуджи.
Главное отличие гагаузского законопроекта от молдавского состоит в том, что из категорий лиц, которым гарантируются равные шансы, исключены лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Впрочем, в пояснительной записке авторы законодательной инициативы уточняют, что ограничения могут применяться лишь в отношении тех секс-меньшинств, которые публично афишируют свою ориентацию.
«Законопроект запрещает пропаганду гомосексуализма, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, в том числе выражающуюся в публичной демонстрации гомосексуального образа жизни и гомосексуальной ориентации», говорится в пояснениях к документу.
На то, чем чревата открытая демонстрация своих нетипичных половых предпочтений, указывает, к примеру, пункт 7 статьи 7 данного закона, в соответствии с которым в Гагаузии «не является дискриминацией в сфере занятости и трудоустройства отказ в приеме работу в случае афиширования своей нетрадиционной сексуальной ориентации».
Разработчики законопроекта выступили с обвинениями в адрес парламента Молдовы, который «при практической реализации Закона об обеспечении равенства фактически начинает осуществлять продвижение гомосексуализма в Республике Молдова под влиянием гей-лобби и под маркой евроинтеграции». Это, в свою очередь, будет означать ломку самого генотипа малочисленного гагаузского народа, считают в юридической комиссии законодательного органа автономии.
Закон с нулевым весом
Молдавские же эксперты утверждают, что принятие Народным собранием данного закона не будет иметь никаких юридических последствий. Так, специалист в области конституционного права Виталий Катанэ полагает, что принимать подобный закон в Гагаузии бессмысленно, поскольку он в любом случае по своей юридической силе будет уступать уже принятому молдавскому Закону об обеспечении равенства.
«Если кто-то нарушит гагаузский закон, он в любом суде выиграет дело, согласно молдавскому закону о равенстве шансов», — отметил эксперт в интервью изданию «Коммерсант-Молдова».
По мнению Катанэ, инициатива гагаузских законодателей — это некий политический ход, чтобы показать якобы свою близость к народу и несогласие с кишиневскими властями. Однако у гагаузского закона будет «нулевой вес» по отношению к молдавскому, заключил он.
Одним законом три цели
Скептически отнеслись к «антиголубым» инициативам гагаузских депутатов не только в Кишиневе, но и в Комрате. Исполнительный директор гагаузской неправительственной организации «Пилигрим-Демо» Михаил Сиркели уверен, что законопроект является «чисто политической акцией правящего большинства в Народном собрании». Сиркели отметил «Панораме», что видит три цели, которые преследует НСГ принятием этого закона.
― Во-первых, это попытка реабилитироваться перед жителями Гагаузии, которые остались недовольны сменой политического окраса большинства депутатов НСГ после окончания избирательной кампании (после выборов в Народное собрание Гагаузии большинство депутатов, избранных в качестве независимых, перешли в группу Демократической партии Молдовы. ― Прим. «Панорамы»), ― считает руководитель НПО.
Кроме того, полагает Сиркели, приняв этот закон, НСГ поставит башкана Гагаузии перед непростым выбором, заставив оправдываться перед европейскими партнерами автономии.
― Если он промульгирует этот закон, тогда это может подпортить его отношения с европейскими структурами, в частности с делегацией ЕС, которая намеревается направить в Гагаузию пакет помощи в размере 5 млн. евро. Во всяком случае главе автономии придется объясняться перед партнерами Гагаузии по развитию, и НСГ, кстати, тоже. Если Формузал его не промульгирует, тогда это даст депутатам НСГ возможность обвинить его в подрыве культурных ценностей гагаузского народа и подпортит его имидж, что скажется на продвижении Партии регионов. Кроме того, отказ в промульгации этого закона станет еще одним громким аргументом в поддержку его импичмента, ― сказал Сиркели.
― Наконец, в-третьих, я склонен расценивать эту инициативу как результат лобби священников Молдавской православной церкви, которые высказывались резко против принятия Закона об обеспечении равенства парламентом РМ. Это своего рода реванш за национальный закон, ― подвел итог Михаил Сиркели. Впрочем, в «Пилигрим-Демо» уверены, что помимо политических нюансов законопроект имеет серьезные изъяны и чисто с правовой точки зрения. «Приняв данный закон, Народное собрание фактически отменит на территории автономии ряд международных обязательств Республики Молдова. Непонятным является и прописанный в гагаузском законе запрет на однополые браки, при том что подобные союзы запрещены национальным законодательством Молдовы. Да и регулирование вопросов семейного права не входит в компетенцию АТО Гагаузия. Что касается попыток узаконить ограничения прав гомосексуалистов в сфере занятости и трудоустройства, то это грубейшее нарушение Конституции РМ, Закона об особом правовом статусе и Уложения (Конституции) Гагаузии и всех международных конвенций в области прав человека», ― отметили в организации.
Популизм на ровном месте
Если специалисты в области права акцентируют внимание на юридических недостатках законопроекта, то политические эксперты вообще сомневаются в актуальности для Гагаузии той темы, которую пытаются регулировать депутаты юридической комиссии НСГ. Как заявил в беседе с «Панорамой» гагаузский политолог Александр Ангели, инициатива некоторых гагаузских законодателей рассчитана на получение на ровном месте одобрения населения, в котором Народное собрание остро нуждается после довольно скудной, с точки зрения интересов рядового избирателя, полугодовой работы.
― Если бы функции НСГ заключались в противостоянии с башканом и исполнительным комитетом, то нынешний депутатский корпус получил бы наивысший бал за свою работу. Однако на Народное собрание возлагались другие надежды. И на сегодняшний день мало какие из них оправдались, ― уверен эксперт. По его словам, если первого встречного гагауза спросить, что его больше волнует: безработица, плохие дороги или пропаганда гомосексуализма, последний вариант, скорее всего, он выберет в последнюю очередь.
― Иными словами, депутаты отрабатывают тему, с которой чисто теоретически все солидарны, но которая в реальности мало кого волнует. Гагаузское общество, в основе культуры которого лежат христианские ценности, имеет к явлению однополых сексуальных отношений стойкий иммунитет. Поэтому использование законодательных рычагов для борьбы с ним представляется мне чистой воды популизмом, ― заключил Александр Ангели.
Бельцкий прецедент
Стоит отметить, что гагаузские депутаты не первые, кто берется регулировать половые отношения людей с нетрадиционной ориентацией. В феврале 2012 года Бельцкий муниципальный совет объявил территорию города «зоной особой поддержки Молдавской православной церкви». Принятое бельцкими советниками постановление, в частности, предусматривало «полный запрет навязываемой центральными властями Молдовы агрессивной пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации». О каких-либо случаях практического применения норм данного документа неизвестно. Насколько востребованными окажутся усилия гагаузских депутатов, станет известно совсем скоро. Как ожидается, после проведения публичных слушаний законопроект будет вынесен на обсуждение депутатов уже на одном из ближайших заседаний НСГ.