Основной поставщик воды в городе Комрат остается в управлении муниципальной примэрии. Жесткая критика обществом идеи сдачи «Су-канала» в концессию и проведенная акция протеста дали результат - руководство иностранной частной фирмы отозвало свое предложение, вероятнее всего, не желая быть замешанным в крупном скандале, который начал разворачиваться в автономии и за ее пределами.
В конце прошлого месяца, 25 июня, в стенах муниципальной примэрии должен был состояться тендер по передаче в концессию услуг водоснабжения и водоотведения в Комрате. Председателем тендерной комиссии, в которую вошли советники от правящего в городе большинства, стал заместитель примара Федор Гайдаржи. Вплоть до момента вскрытия конвертов с офертами власти Комрата не сомневались – «Су-канал» неизбежно уйдет в аренду. Так же думали и жители муниципия, которые все же вышли на протест перед примэрией, требуя отстоять «Су-канал» и отправить примара Николая Дудогло в отставку.
Эти призывы и посылы простых людей, без сомнений, были искренними, но им не хватало уверенности в своей победе. Даже глава тендерной комиссии с безразличным видом предложил зарегистрировать обращение-протест граждан, явно давая понять, что это ни на что не повлияет и советники 3 июля примут решение отдать предприятие в концессию. Но бизнес вкупе с политикой порой преподносит сюрпризы даже в Молдове.
То, что казалось невозможным, произошло – в последний момент, за считанные минуты до вскрытия конвертов, представители единственной дошедшей до второго этапа фирмы отозвали свое предложение. И на радостях члены инициативной группы, выступавшей против сдачи «Су-канала» в концессию, даже отменили свой собственный митинг, который намеревались провести в воскресенье, 30 июня, на центральной площади муниципия Комрат.
«Результатами довольны»
Противники сдачи «Су-канала» в концессию празднуют победу. «Мы очень довольны. У нас была одна цель - сорвать тендер, и мы это сделали. Нельзя, не спрашивая людей, делать такие вещи», - сказал один из лидеров сопротивления, глава национального союза художников Гагаузии Дмитрий Айоглу.
Он отметил, что в примэрии могут настаивать на своем и попробовать уговорить экономического агента передумать. Если это произойдет – протесты продолжатся, обещает общественный деятель. «Сопротивление будет продолжаться. Главное, чтобы наше предприятие не ушло в концессию кому-то на 50 лет. Вода - это самое чувствительное, что есть в жизни людей и играться с этими бессмысленно», - заметил Айоглу.
«Стыдно за президента»
Среди протестующих против сдачи воды в концессию был и президент непризнанной гагаузской республики Степан Топал, пользующийся непререкаемым авторитетом в регионе. Топал напомнил, что в свое время комратский водоканал был подключен к водозабору в Чок-Майдане за счет спонсорской поддержки турецкого правительства. А, следовательно, команда Дудогло хочет продать то, что гагаузский народ получил в подарок от зарубежного партнера.
В ответной реплике сам Дудогло заявил, что ему стыдно за первого президента непризнанной гагаузской республики Степана Топал, который «говорит в камеру глупости». «В Комрате живет порядка 25 тысяч человек, но перед примэрией собралось всего 25 человек, которых натравили, а быть может, и профинансировали», - сказал Дудогло о жителях, считающих, что поставщик воды должен остаться в собственности и управлении государства.
Поживем без воды?
Как бы то ни было, а тендер по передаче «Су-канала» в концессию, который для руководства комратской примэрией, явно был панацеей от всех бед, сорван. Власти города заверяют: если бы тендер провели, новый владелец предприятия в кратчайшие сроки заменил бы весь трубопровод (потери из которого по официальным только данным на 1 июля, составляют 74 процента), а также расширил быть сеть, обеспечив 100-процентное покрытие в столице автономии.
Но этого не произошло, и теперь, после того, как примэрия в последний раз оказала предприятию помощь, перечислив 300 тысяч леев на погашение долгов, из-за больших задолженностей «Су-канал» может остаться без электричества. А жители города, как следствие, без воды, говорит заместитель председателя муниципального совета Василий Нейковчен. «Есть вероятность, что в ближайшие дни чок-майданский водозабор может остаться без подачи электроэнергии. Это означает отключение города от воды», - отметил Василий Нейковчен.
«Спасибо воровству»
По словам заместителя председателя совета старейшин муниципия Комрат Ивана Стефанова, печальная ситуация в комратском водном хозяйстве стала следствием воровства, которое процветает в столице автономии. «Контролеры не смотрят, где есть счетчики, а где их нет, потому что там брат, кум, сват, никто не хочет ссориться, а потому все остается так. Незаконных потребителей контролеры не выявляют, в результате чего и растут долги по зарплате», - сказал Стефанов.
Кроме того, во время строительства в 1960-х водопроводных сетей в Комрате, «люди подключались, кто как мог, и сегодня «Су-канал» даже не владеет ситуацией, кто и как подключен». «Многие подключались к законным абонентам, тянули свои трубы через огороды и дороги. И сегодня потери воды достигли рекордных 74 процентов. Это катастрофа для предприятия, потому что вода уходит, а оплаты нет. Нет зарплат, и техника не ремонтируется», - добавил общественный деятель.
Без поддержки властей
Но, как быть в этой ситуации далее? Кто будет отвечать за последствия возможных отключений города от воды? В комратской примэрии на это ответили очень просто – отвечать будут простые работники «Су-канала». Их оставили наедине с долгами и крупными проблемами компании, поскольку многие из них, «сами того не понимая, приняли участие в политических событиях вокруг предприятия».
«С сегодняшнего дня, чтобы не было лишних разговоров о том, что примэрия вмешивается в деятельность предприятия, я поручаю своему заместителю Федору Гайдаржи ни в коем случае не вмешиваться в ситуацию с «Су-Каналом». Давайте будем честны друг перед другом. Если мы умеем обвинять, то должны иметь храбрость и брать на себя ответственность за происходящее далее», - заявил Николай Дудогло.
Он также добавил, что примэрия больше не в состоянии финансово поддерживать жизнеспособность предприятия, а потому ждет глубокого анализа ситуации со стороны его работников, а также предложений, которые им предстоит сделать на ближайшем заседании горсовета.