Научи дурака Богу молиться ― так он лоб расшибет. Кому непонятен смысл этой пословицы, неплохо бы узнать некоторые подробности следующей истории, в которой роль «дураков» прекрасно исполняют молдавские и украинские пограничники.
Закон есть закон. Но что превыше его? Может быть, здравый смысл?
Знакомьтесь, Светлана Георгиевна Каркелан, злостный нарушитель молдо-украинской границы. Нет, она не контрабандист и даже не нелегальный мигрант. Область ее интересов не так прозаична, а груз, тайно переносимый через контрольно-следовую полосу всего лишь пучок алых гвоздик. Несколько лет подряд она вместе со своими учениками преодолевает немалые трудности при посещении памятника воинам Второй мировой. Каждый год на участке границы между Украиной и Молдовой сосредотачиваются немалые силы пограничников только для того, чтобы не допустить проникновения отряда Светланы Георгиевны к памятнику.
Памятник двум солдатам, павшим в первый день войны, видно из Молдовы. К нему можно пройти напрямую всего 50 метров от железнодорожной станции Вулканешты, да вот беда - композиция из трех стелл с недавних пор, после демаркации пограничной линии между двумя государствами, оказалась на украинской территории.
И хотя на протяжении почти 20 лет в день 9 мая к памятнику наблюдалось паломничество людей, считающих себя патриотами, по какой-то причине 4 мая 2005 года границу переместили всего на сотню метров, и могила солдат оказалась в собственности Украины. Однако до недавнего времени учительнице истории каким-то образом удавалось с группой учеников совершать привычный кратчайший маршрут к памятнику и отдавать дань погибшим защитникам родины. На вопрос: каким образом удавалось пересекать границу, Светлана Георгиевна отвечает словами: «договаривались», «уговоривали», имея в виду пограничников.
По ее словам, подойти к объекту паломничества было очень непросто. Жители Вулканешт обратились депутату Вадиму Мишину, бывшему на тот период еще в членом ПКРМ. Он пообещал решить вопрос свободного доступа в день 9 мая к памятнику, да видать, забыл или просто очень медленно решает этот вопрос.
Потом местные жители написали письмо в Министерство иностранных дел РМ. Чиновники ответили быстро, предложив приемлемый, по их мнению, выход из ситуации: каждый год за полтора месяца до празднования Дня Победы необходимо подавать в это ведомство запрос с указанием лиц, желающих подъехать к памятнику через пограничный пункт. Жители Вулканешт послушались, несмотря на то, что ближайший пункт пропуска через границу находится в 14-ти километрах от памятника, и не у всех школьников имеются паспорта. А что им оставалось?
― В 2009 году наш автобус продержали на таможне полтора часа, ― рассказывает Светлана Коркелан. ― Потом мы кое-как полями подъехали к монументу и вернулись тем же путем. Итого, вместо 50 метров мы совершили нелегкое путешествие в более чем 50 километров. Есть разница? В следующем году решили не делать бессмысленный круг и, признаюсь, прошли к памятнику нелегально. Проделывали мы этот трюк до нынешнего года. В этом году, как ни старались подойти, нас не пропускали ― цветы возложили на могилы павших солдат на городском кладбище, а наш памятник ребята могли разглядывать только в бинокль. В 2013-м, впервые за много лет, подле него не оказалось ни одного цветка. С нашими пограничниками теперь не получается вести диалога. Очень жаль, ― сетует учитель.
Для Светланы Коркелан памятник значит очень многое. Если узнать предысторию его появления, то станет понятно, почему женщина так упорно отстаивает право на его посещение. По ее словам, война ей известна не только по учебникам истории, но и по рассказам отца, и это повлияло на выбор профессии ― она учитель истории.
В 1984 году женщина организовала со своими учениками в Вулканештах группу «Поиск» и принялась разыскивать родственников двух военнослужащих, захороненных на границе. Выяснилось, что они были пограничниками и погибли в первый день войны. Один из них, младший лейтенант Борис Блицман, был начальником резервной погранзаставы в селе Слободзия-Маре. На пути от своего дома к боевой позиции на границе по реке Прут попал под бомбежку немецкого самолета. Блицману оторвало ногу по бедро, и его вместе с другим раненым Насибулом Баталовым один из местных жителей отвез в Вулканешты, где формировался состав на Одессу. Баталов был пулеметчиком. Его отряд потопил в бою румынскую лодку, пытавшуюся переправиться через Прут. По прибытии на железнодорожную станцию Блицман и Баталов скончались от большой потери крови и были похоронены тут же.
На протяжении долгих лет могила оставалась безымянной, до тех пор, пока группа «Поиск» не узнала историю захоронения.
По словам Светланы Коркелан, памятник возводили в нерабочее время и на личные средства комсомольцы стройбатальона из города Рени. Строили под светом фар грузовых «Уралов». Первоначально между вершинами трех стелл монумента располагался колокол, но в начале 90-х он перекочевал в одну из местных церквей, а взамен была установлена композиция с пятиконечной звездой.
До 1991 года у памятника ежегодно 9 мая проводились митинги. 2013 год стал для монумента несчастливым ― к могиле павших пограничников не наведываются даже действующие защитники рубежей. Граница на замке. О героях никто не вспомнит.