21 сентября в Чадыр-Лунге официально открылся первый в Молдове хоспис. В городе, наверное, нет ни одного человека, который не слышал бы о семье Пауновых, жителях Германии Хорсте и Генрихе Дайхманнах, благодаря которым уже работает бесплатный благотворительный медицинский центр «Глория». При нем, при содействии примара города Георгия Орманжи, создан последний приют для безнадежных больных. Вот уже много лет Пауновы и их помощники добровольно с благородной целью помочь погружаются в ту бездну нищеты, голода, болезней, физической мук и моральной боли, в которой пребывают отверженные жители Чадыр-Лунги. А ведь помогать должно - но почему-то не помогает - государство, собирающее на социальные нужды наши налоги.
Их номер набирают чаще, чем 903
С 2006 года в Чадыр-Лунге работает благотворительный центр «Глория», который оказывает бесплатную медицинскую помощь особо нуждающимся. В городе к «бесплатному сыру» уже привыкли, поняв, что никакой «мышеловки» здесь нет. Но первоначально доля недоверия была.
«Лицензию на медицинскую деятельность мы получили еще в 2001 году, – вспоминает Виталий Паунов, директор «Глории». А все началось с того, что я заболел и прооперировался в Германии, так как наши врачи были бессильны мне помочь. Там я познакомился с профессором медицины. Потом он приехал в гости в Чадыр-Лунгу, был искренне удивлен уровнем жизни в нашей стране и предложил помощь. Вначале у нас работали врач и три медсестры, оказывали бесплатную медицинскую помощь бедным. Медсестры ходили по домам, делали процедуры, перевязки, анализы и прочее пенсионерам, лежачим больным. Это было нелегко».
Жена Виталия Петровича Тамара Романовна поддержала мужа. Совместно они не только помогали людям, но также провели расследование, пытаясь понять, насколько глубока пропасть нищеты, в которой пребывает население.
Мерзнут, голодают, корчатся от боли…
«Сначала о нас мало кто знал, – рассказывает Тамара Романовна. – У нас даже не было списков нуждающихся. Несколько добровольцев обошли улицы, дома, всех расспросили. Выходили утром, возвращались домой поздно вечером. В итоге собрали очень много достоверной информации. Мы испугались разверзшейся перед нами бездне. Мы даже не подозревали о том, как живут люди: мерзнут зимой, голодают, больные умирают в одиночестве и страшных муках, у них нет ни продуктов, ни постельного белья, ни обезболивающих, иным негде жить и обратиться по большому счету не к кому, многие от безысходности пьют день и ночь напролет».
Несколько лет лечили бесплатно. Затем Пауновым посчастливилось познакомиться с главой немецкой благотворительной миссии «Слово и Дело». Дайхманам – Хорсту, отцу, и Хайнричу, сыну, а также координаторами миссии Герду и Марьям Майхель город обязан появлением медицинского центра «Глория».
За пять-семь лет до пенсии люди погружаются в нищету
Сегодня персонал центра состоит из восьми врачей (кардиолог, врач-лаборант, специалист по УЗИ и пятеро терапевтов) и семи медсестер. Набирался персонал очень тщательно, главным критерием были человеческие качества. Работают кабинеты: терапевтический, кардиологии и функциональной диагностики, УЗИ, физиотерапии, процедурный, стоматологический, есть аптека. Помогают тем, у кого нет полиса, одиноким старикам, бедным многодетным семьям. В штате - социальная медсестра, помогающая одиноким старикам, в ее обязанности забор анализов, причем результаты доставляются на дом, их можно передать семейному врачу. Делаются перевязки на дому, доставляются памперсы, постельное белье, а также продукты - крупы, сахар и т.д.. То есть люди делают то, что, по идее, должны делать специализированные государственные и муниципальные учреждения, где за это платят зарплату медработникам.
«Нельзя не сострадать людям предпенсионного возраста, - рассказывает Виталий Петрович. – За пять-семь лет до пенсии они практически нетрудоспособны, а если могут работать – где им трудоустроиться? Живут в страшной нищете, в ужасных бытовых условиях, лишены и зарплаты, и пенсии, и полиса, этого не поймешь, пока не увидишь».
Оказывается, бросить пить - можно
Но в группе риска оказываются очень часто и молодые люди. 30-летний Сергей попал в «Глорию» на грани смерти. Соседи позвонили в центр, сообщив о парне, который, по всей видимости, в очень тяжелом состоянии. Заметьте, опять же, набрали не 903, а номер «Глории»… Работники медицинского центра вместе с Тамарой Романовной Пауновой отвезли Сергея к семейному врачу. Все симптомы говорили о двустороннем туберкулезе легких, нужна была срочная госпитализация, но врачи сказали: мол, уже ничто не поможет. Пришлось Пауновой полдня просидеть в поликлинике, чтобы получить направление в Кишинев.
«Я много пил в последнее время, сам не помню, как слег, – вспоминает Сергей. - Жизнь не сложилась, я потерялся, жить особо и не хотелось. А сейчас я не только выздоравливаю - появилось желание жить, я почувствовал себя нужным, потому что ко мне Виталий Петрович и Тамара Романовна отнеслись как к сыну».
Сергей бросил пить и практически каждый день наведывается в «Глорию».
«Наша задача не только в том, чтобы дать необходимое человеку и забыть об этом, - объясняет Тамара Романовна. - Мы постоянно держим контакт с людьми, следим за их жизнью. И с Сергеем то же самое, он получает пакет продуктов, планируем провести в его квартире небольшой ремонт, потому что жилье не пригодно для жизни».
Подобных случаев за время существования центра было очень много. Люди не перестают благодарить руководителей центра и персонал. В течение нескольких дней я посещала «Глорию» - и все это время была свидетелем того, как люди то и дело открывали дверь кабинета, в котором мы общались с Тамарой Романовной, то благодарили, то просто рассказывали о жизненной ситуации, то просили помощи. В коридорах все время находились люди, и каждый - со своей историей и судьбой.
С 2007 года медицинский центр принял 69 993 больных, оказал 29 776 социальных услуг. Здесь работает социальная столовая. Всем, посещающим благотворительные обеды, обязательно делают флюорографию, проводят МРС, проверку на педикулез, чесотку.
Мысль о том, что нужно беречь семью, мужчине приходит в голову под конец жизни
Недавно «Глория» открыла приют временного содержания. Произошло это так. Как-то в очередной приехали координаторы из Германии Герд и Марьям Майхель. Дело было зимой, они заметили, что, когда после рабочего дня центра закрывали, несколько посетителей продолжали сидеть на скамейках в коридоре. Гости удивились. Им объяснили: люди боятся замерзнуть у себя дома, так как нечем топить… В то время в «Глории» уже год жил мужчина с ампутированными ногами, в прошлом - воспитанник интерната, сирота, дома своего у него не было. Прислали его из больницы после ампутации.
«Мы тогда объяснили работникам больницы, что у нас нет условий для проживания людей, - вспоминает Паунова. - На что нам ответили: «Мы тоже не знаем, что с ним делать, через пару часов отведем на скамеечку перед больницей». И положили трубку… Естественно, ничего не оставалось, как поехать и забрать больного. Выделили ему помещение, так он и стал у нас жить. Но места для других не было. Координаторы поразились, узнав, что у нас нет ночлежек и люди замерзают».
Так появилось здание приюта временного содержания для мужчин. Почему только для них, удивилась я?
«Может показаться странным, но именно мужчины остаются за бортом жизни, к старости они часто одиноки, больны и никому не нужны, - объяснили мне. - За три года существования приюта у нас была только одна женщина, оказавшаяся в подобном положении». Ничего удивительного – многие пьют. Кто-то несколько раз женился, в итоге от него отказались все жены, остался без семьи, ни кола, ни двора. У каждого история разная, а итог один – приют. И каждый надеется вернуться в семью. Ведь в приюте люди имели возможность и время пересмотреть всю свою жизнь и даже избавиться от вредных привычек. Очень часто мужчины перестают пить, возвращаются в семью, потом и они, и семья благодарят приют. А ведь поступают многие в тяжелейшем состоянии!
Квартира… под мостом
Начиная с ноября в «Глорию» постоянно звонят - сообщают об очередном человеке, которому негде жить. Был случай, соседи сообщили о бедолаге, живущем под одним из чадыр-лунгских мостов. Чтобы не дуло, он огородил свой угол старыми тряпками… Когда попал в «Глорию», весил всего 46 кило, говорил с трудом… Оказалось, мужчина с севера Молдовы, поругавшись с семьей, ушел из дому. Весной поправился, связался с семьей. Дома очень обрадовались тому, что с родным человеком все в порядке. Он уехал домой и еще долго звонил и благодарил…
Другого несчастного нашли два года назад на переезде в железнодорожном домике, где он замерзал от холода. Сам из Бессарабки, там жил и работал, но потерял ногу… Однажды на поезде добрался до Чадыр-Лунги, где работали его знакомые. Приютить они его не смогли и обратились в «Глорию».
«Десять лет назад развелся с женой и ушел из дому, - вспоминает мужчина. – Жена с двумя дочерями уехала в Одессу. Они со мной не общаются, младшая недавно просила, чтобы я подписал отказ от опекунства надо мной. Я согласился, мне ничего не надо. Раз они так поступили со мной - тогда и они для меня не существуют. Хотя я имею право на часть квартиры».
17 бесприютных одиночек опекает «Глория». И каждый со своей бедой, судьбой и историей. У кого-то глаза полны надежды, у кого-то – печали, а кто-то и вовсе обозлен на весь мир.
«Бывают такие, с кем очень трудно, – рассказывает сестра-хозяйка приюта временного содержания Василиса Губогло. - Все время недовольны, жалуются. Но мы понимаем их нелегкое положение и стараемся больше молчать».
Кто-то даже пытался жаловаться местным властям на то, что в центре не разрешают пить спиртное, а главное - курить. Но в итоге и сами все поняли. Сейчас, если очень хочется затянуться, как мальчишки прячутся за углом… Откуда деньги на сигареты? Личными деньгами, будь то пенсия либо пособие, люди в приюте распоряжаются по своему усмотрению, живут в «Глории» бесплатно. Некоторые даже умудряются собрать определенную сумму и вернуться в семью не с пустыми руками.
Право на смерть без мучений – не для нас?
С февраля работает в Чадыр-Лунге и хоспис. Его официальное открытие состоится 21 сентября. Впервые в Молдове не в Кишиневе, а в Чадыр-Лунге создано медицинское учреждение, в котором обреченные больные, на медицинском языке – «с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания» получают достойный уход и обслуживание. Они уходят в лучший мир без лишних мучений.
Пациенты хосписов окружены обычными «домашними» вещами, к ним открыт свободный доступ родственников и друзей. Рядом врач и медсестра, больные могут получать кислород, обезболивающие, зондовое питание и т.п.. Главная цель хосписа - скрасить последние дни жизни, облегчить страдания. Создать такое учреждение нелегко: нужны значительные вложения, лицензия на работу с подлежащими контролю препаратами и т.п..
«Мы часто сталкивались с людьми, которые справлялись с тяжелой болезнью, например, онкозаболеванием, в одиночестве – объясняет Тамара Романовна. - Либо жили вдали от родных, либо родные работали и не могли быть всегда рядом. Самое главное – такие больные испытывают страшные боли, и не всегда медицина им помогает. А в нашем в хосписе больные последние месяцы доживают в полном покое, практически в домашних условиях, а то и лучше, чем дома. За ними здесь хороший уход, и очень важно, что никто не чувствует боли».
Когда мы пришли с Тамарой Романовной в хоспис, там находились двое онкобольных. Одного на месте не оказалось - на выходные уехал домой. Другая, Зоя Ивановна, узнав, что я из газеты, встретила меня с радостью, заявив, что и сама собиралась звонить в местную газету, чтобы поблагодарить «Глорию». «Об этих людях обязательно надо написать! – восклицала женщина. - Я очень рада, что попала сюда, дочь работает, я весь день была дома одна. А здесь я себя так хорошо чувствую, что, кажется, никогда так не жила».
В хосписе один врач, три медсестры и три санитарки, каждая проходила тщательный отбор при приеме на работу. Ведь уход за такими больными - нелегкий труд, не каждый может выдержать.
«Признаться, у меня поначалу были мысли уйти с работы, - вспоминает медсестра Елена Маркова. - Очень трудно было, у тебя на глазах умирают люди, ты смотришь в глаза пациентами, у которых нет никаких шансов на выздоровление. Ни есть, ни спать не можешь, потому что все через себя пропускаешь. Но я осталась. Знаете, очень хочется хоть чем-то помочь этим несчастным».
«Да, с пациентами порой приходится возиться как с детьми малыми, – добавляет санитарка Зинаида Бахова. – И кормить, и памперсы менять, исполнять их маленькие желания - приготовить здесь на месте что-то особое, принести какие-нибудь фрукты или йогурт».
В книге отзывов и предложений множество благодарностей от родственников, в которых явно чувствуются и боль, и сожаление, и огромная признательность за труд и помощь медперсонала. Такая, например, запись: «Дай Бог здоровья людям, которые перебороли в себе отвращение ко всему этому больному народу. Я как сын не смог бы так ухаживать за своей матерью, как ухаживают здесь. Спасибо».
Мытье – роскошь в Чадыр-Лунге
И это еще не все, чем помогла и помогает «Глория» людям и городу. Так, благодаря ходатайству немецкой благотворительной миссией «Слово и Дело» отремонтирована городская баня, которую город не смог содержать. Зимой могут мыться те, кто дома не может позволить себе греть воду. Оборудована прачечная, ее услугами пользуются многодетные семьи, родственники лежачих больных, пенсионеры. В больнице отремонтированы детское отделение, хирургический корпус, внесена часть средств на ремонт бывшего корпуса отделения гинекологии, где будут расположены неврология и терапия. Заменены окна в одном из детсадов, отремонтированы крыши в домах многодетных семей… И еще много, много всего.
При всем при этом Виталий Петрович и Тамара Романовна Пауновы, делающие столько всего для города, очень скромны и на встречи «с хлебом-солью» не претендуют, а на похвалу реагирую просто, говоря: «Это не мы, это Бог».