Корреспондент «Комсомолки» поехал в село Джолтай Чадыр-Лунгского района, чтобы на месте выяснить, почему местные жители не верят в справедливость российского суда.
Если бы на моем месте был коллега с телеканала НТВ, его бы жители Джолтая, нет, даже не разорвали бы, потому как люди здесь живут добродушные и очень терпимые, но добрым словом точно не помянули бы.
- Живем, как на вулкане, - вздыхает секретарь сельсовета Ольга Гарчева. - Прославили наше село и опозорили нас на весь мир!
Все дело в том, что 22 сентября в Москве Сергей и Илья Черневы на автомобиле BMW не поделили дорогу с москвичами на Mazda. По версии следствия, братья битами забили насмерть водителя, а пассажир оказался в реанимации. Братьев Черневых арестовали...
В Джолтай приехали наши коллеги с НТВ, сняли сюжет, показал по телевизору. И разразился скандал.
- Телевизионщики снимали только самое неприглядное, - говорит Ольга Викторовна. - Парочку разрушенных домов, осла, трех алкоголиков, грязь... А между прочим, наше село полностью газифицировано и подключено к водопроводу, в каждом дворе - иномарка. У нас треть села с интернет-телевидением, а у остальных - спутниковые тарелки! А если отъехать от Москвы на 50 км, что увидеть можно?! Только разруху! Сравнивать молдавское и российское село — это небо и земля!
«Бейсбольных бит в машине не было!»
Если перефразировать классика, то жители Джолтая родятся только за тем, чтобы уехать работать на чужбину. В селе насчитывается почти 2200 жителей и примерно 600 из них работает за границей.
- Это около 70 процентов трудоспособного населения! - подсчитала Ольга Викторовна. - 400 человек трудятся в России, остальные — в Турции.
У Ольги и Константина Черневых — четверо детей. Трое мальчишек — Виталий, Сергей и Илья, да самая младшенькая — Леночка.
- Ребята росли тихими, спокойными, - вспоминает Степанида Железогло, классная руководительница Ильи Чернева. - Учились средне, но по поведению никаких нареканий к ребятам не было. Наоборот, всегда вежливые, всегда готовы помочь. Борьбой занимались. После девятого класса ушли из школы, - деньги надо было зарабатывать. Сначала в Москву уехал Виталий, за ним и Сережа с Ильей...
Братья работали на стройке, потом в российскую столицу приехал работать и их отец. Домой сыновья приезжали часто, но всегда возвращались в Москву.
- Никто не верит, что наши мальчики оказались на такое способны! - едва не плачетСтепанида Ильинична. - Илья, когда приезжал домой, всегда заходил ко мне, предлагал помощь...
- Тут что-то не то, - уверен и примар Илья Кошулинский. - Я братьев хорошо знаю, нормальные ребята. Не думаю, что мы знаем всю правду. Где полная видеозапись с места происшествия? Почему скрывают жену одного из потерпевших?
И действительно, жители села считают, что «мальчиков подставили». Ну, не могли всегда спокойные ребята вдруг превратиться в агрессивных хулиганов с битами в руках. В Москве они спорт не забросили, занимались боксом, даже каких-то успехов добились.
- Да и бит у них никогда не было! - уверена Ольга Ильинична, мать Сергея и Ильи. - Они приезжали на машине, бит не было! Да и зачем они им нужны?!
Кстати, в первой информации, которая появилась после того инцидента, было сказано, что бита была как раз в автомобиле россиянина… Если это на самом деле так, то, полагают односельчане братьев, Черневы защищались, а биту уже выхватили во время драки.
«Никто не забрасывал дом Черневых камнями!»
Сказать, что мать убита горем, значит, ничего не сказать. Ольга Ильинична места себе не находит.
- А еще по ТВ сказали, что соседи забросали ее дом камнями! - горько усмехается соседка Валентина Койчева.- Наоборот, мы ее старались поддержать!
Валентина Саввовна ведет меня во двор дома семьи Черневых.
- После того, что произошло, у Ольги руки опустились. Вот мы помогали ей кукурузу чистить, - показывает она на груду початков. - Помогали и плакали...
- У нас в селе самые добрые люди в Молдове живут! - уверена Степанида Ильинична. - Я родом из другого села. Я дом строила, но попала в больницу на несколько дней. Приехала, а дом мои односельчане всем миром строят!
- А мне стены мазали 44 односельчанки, - вспоминает Ольга Викторовна. - И никто их об этом не просил. И братья Черневы выросли такими же отзывчивыми...
Кстати, братья не пили и не курили, а Сергей даже пел в местном церковном хоре, помогал вести службы.
- Как-то, приехав из Москвы, братья помогали батюшке строить монастырь, - говорит Степанида Ильинична. - Что-то разгружали, лопатами махали...
- Я иногда даже стеснялась у них денег попросить, они ведь детям очень тяжело достаются, - вздыхает Ольга Ильинична. - Все в доме куплено на их деньги: и мебель, и бытовая техника... Заплатили за операцию отца, у него катаракта, почти ничего не видел. Сделали, теперь нужна вторая. Когда ее теперь сделаешь...
Тут замешана политика?
- Не верю, что мои сыновья — убийцы! - машет руками Ольга Ильинична. - Это невозможно! Что-то тут нечисто!
- В телеинтервью вы сказали, что ваши дети — убийцы...
- Я такого не говорила. Сказала лишь, что прошу прощения, если мои дети действительно виновны. Но в их виновность я не верю!
У местных есть своя версия, кому выгодно это ЧП.
- Тут замешана политика, - считает Ольга Гарчева. - Обострились молдавско-российские отношения, наших гастарбайтеров высылают из России. Вот и Черневых хотят сделать крайними. Смотрите, мол, кто к нам приезжает...
- Мне старший сын Виталий рассказывал, что Сергей, как узнал, что человек, с которым он подрался, убит, был в шоке, дар речи потерял, - говорит Ольга Ильинична. - Почему же он тогда не скрылся, раз убил человека? Да за эти восемь часов он успел бы до Украины доехать и затеряться!
Константин Чернев и старший из братьев Виталий — в Москве. Правда, так и не смогли ни разу пообщаться с Сергеем и Ильей, находящимися за решеткой. Говорят, что следствие не разрешает.
- Я хочу попросить президента Молдовы, все руководство нашей страны защитить наших сограждан, спасти моих детей! Они не виноваты! - заявляет мать Сергея и Ильи. - Пусть их депортируют-экстрадируют на родину, а следствие пусть ведется здесь.
Ольга Ильинична собирается ехать в Москву, спасать сыновей в суде.
- Мои дети никого не убивали, не могли они этого сделать! - заявляет мать. - Но в справедливость российского суда я не верю. Мы все — чужие для России...