«В фокусе недели»: В Европу – без Гагаузии и Приднестровья?
09:27; 11 11 2013
12
4 511
Менее месяца остается до саммита Восточного партнерства в Вильнюсе, где власти Молдовы намерены парафировать договор об ассоциировании с Европейским союзом и договор о создании Зоны свободной торговли с ЕС.
Эти документы пока не обнародованы, и 99,9 процентов жителей страны понятия не имеют, какие пункты содержатся в них. Тем не менее, предстоящий вильнюсский саммит власти называют судьбоносным и историческим. Несомненно, он является судьбоносным, но не в том контексте, в котором нам его преподносят. Затянувшаяся игра с Евросоюзом все больнее и сильнее раздробляет Молдову, провоцируя в ней гражданскую войну и расчленение ее территории.
Приднестровье – заграница? Упорно двигаясь в сторону запада, и не скрывая своих симпатий к объединению с Румынией, проевропейская коалиция добровольно отказывается от части своей территории – Приднестровья. Одним из условий Брюсселя в канун вильнюсских соглашений является установка так называемых миграционных постов на Днестре. На деле же эти посты выполняют функцию государственной границы Молдовы. Приднестровцы, с одной стороны, добиваются независимости, но, с другой, – не хотят терять социальных и экономических связей с Молдовой. Сегодня граница с Приднестровьем фактически установлена. Вначале Кишинев объявил об установке шести таких постов, но приднестровская сторона утверждает, что их количество уже в ближайшее время возрастет до 22.
Европейская дорога в Румынию Что будет дальше? На этот вопрос в одном из интервью ответила министр иностранных дел и европейской интеграции Наталья Герман, отметившая, что, чем ближе Молдова к Европе, тем ближе объединение страны с Румынией. В интервью румынскому каналу Digi24 она заявила, что Кишинев стремится в «ценностное пространство» ЕС и НАТО, а сегодня «лишь река Прут отделяет Молдову от Румынии».
Отвечая на вопрос о том, является ли выдача жителям Молдовы румынских паспортов элементом европейской интеграции Молдовы и одновременно политикой присоединения республики к Румынии, министр заявила, что «обе администрации и оба общества разделены лишь рекой Прут».
«Оба народа найдут друг друга внутри ЕС, нет другого пути, и он мне кажется наилучшим, самым эффективным и самым быстрым путем воссоединения», – заявила Наталья Герман. Она добавила, что у Молдовы и Румынии «те же ценности, тот же язык, но два различных государства, одно из которых вошло не только в ЕС, но и в НАТО».
Получается, что Европейскому союзу легче отказаться от проблемной территории, чем участвовать в разрешении национально-территориальных конфликтов. В Европейском союзе прекрасно понимают, что Приднестровье может пойти на воссоединение с Молдовой только в условии членства в Таможенном союзе. Отсюда и неограниченная поддержка прозападных политиков из Молдовы.
Только чем закончилась поддержка западом Михаила Саакашвили? Две республики (Абхазия и Южная Осетия) фактически откололись от Грузии. Режим Саакашвили пал, а страна не стала членом ЕС и НАТО и даже не подписала соглашение об ассоциации с ЕС.
Еще одна жертва запада В осуществлении «европейской мечты» молдавское руководство шагает рука об руку с властями Украины. Президент Янукович – еще одна жертва запада, задача которого состоит в разделении страны. После своей миссии он переизбран не будет, а ЕС о нем даже и не вспомнит. Кто мог представить лет 20 назад, что на Днестре когда-нибудь будет граница? То же самое может произойти на Украине.
Ведь Януковича избрали восточные регионы страны, тяготеющие к России. Он же, став президентом, продолжил дело Ющенко, и предал своих избирателей. Президент Янукович в конце ноября надеется подписать соглашение об ассоциации с ЕС, несмотря на предупреждения России о невозможности в дальнейшем интеграции Украины в Таможенный союз. В Донецке, Одессе и других восточных областях не стихают народные волнения. Мэры и губернаторы, выступающие против ЕС, оказываются за решеткой. Не исключено, уже в ближайшее время, Украину разделят по реке Днепр, на западную и восточную.
В итоге после ноябрьских событий в Вильнюсе приднестровский регион оказывается отрезанным и со стороны Украины, и со стороны Молдовы. Переговоры в формате «5+2» не дают никаких результатов, а власти непризнанной республики просят поддержки у Москвы. Россия такую поддержку окажет, и если раньше в Кремле придерживались дипломатии и норм международного права, то сегодня Россия может откровенно заявить о своем присутствии в Тирасполе со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Ведь если Молдова устанавливает свою границу вдоль Днестра, значит, Россия морально имеет право признать Приднестровье.
Противоречивый гагаузский вопрос Каково место гагаузской автономии в этой грязной геополитической игре? Найдутся ли в регионе настоящие лидеры, готовые дать отпор слиянию с Румынией и НАТО? Сегодня жители автономии единогласно выступают за интеграцию с Таможенным союзом, за дружественные связи с Российской Федерацией. За исключением, той прослойки, которая надежно засела в здании примэрии Комрата и в кабинетах Народного собрания Гагаузии. Это компания Николая Дудогло, которая состоит в проевропейской демократической партии Молдовы взамен на неограниченные финансовые и административные блага. Это приспособленцы, которые готовы променять свой народ ради власти и денег.
Напомним, что в Гагаузии уже зарегистрировано несколько инициатив по вопросу проведения референдумов о вступлении в ТС и даже об отделении от Молдовы. Если сегодня гагаузские политики порой специально не хотят нагнетать обстановку между Комратом и Кишиневом и не желают разделения страны, то в будущем все эти инициативы могут быть осуществлены. Сам факт того, что жители Гагаузии ставят подписи в поддержку того или иного вопроса, говорит о том, что гагаузы созрели – их не остановит ни Николай Дудогло, ни другие прозападные деятели. Да, Гагаузия не имеет такой поддержки от России, которую имеют приднестровцы, но если Молдова будет продолжать интеграцию в ЕС, а значит и вступать в НАТО, то гагаузы, без сомнения, начнут подымать вопрос об отделении от Молдовы.
Особое мнение ПКРМ Сегодня на глазах граждан Молдовы предпринимаются попытки по новому разделению Европы. Такое мнение в ходе одной из конференций в Кишиневе привел лидер оппозиционной ПКРМ, третий президент Молдовы Владимир Воронин. Он выразил опасения, что конечной целью так называемой европейской интеграции является ликвидация молдавской государственности.
Воронин указал, что «даже депутаты молдавского парламента не имеют доступа к тексту соглашений, которые уже названы молдавским руководством «историческими». Граждан страны лишили права выбирать свою судьбу и дальнейший курс развития страны, в которой именно им, а не временному правительству или очередному еврокомиссару, по Конституции принадлежит национальный суверенитет».
«В эти дни, после голосований в парламенте, не остаётся никаких сомнений, что установка погранично-миграционных постов вдоль Днестра - это одно из требований Европейского союза в преддверие Вильнюса. Нашу страну, как и Чехословакию в 1938-м делят на части. Давайте не забывать, что после «Мюнхенского сговора» уже через полгода, в 1939 году, Чехословакия перестала существовать, как субъект международного права. Мы не хотим подобного развития событий и будем всячески этому противостоять, - заключил он.