TOP NEWS ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВО ПРОИСШЕСТВИЯ КУЛЬТУРА СПОРТ ФОТО LIVE
Власти автономии назвали «оскорблением» заявления Тимофти о "нежелании" гагаузов учить свой язык (ВИДЕО)
13:58; 12 10 2012 22 3 398
Власти автономии назвали «оскорблением» заявления Тимофти о "нежелании" гагаузов учить свой язык (ВИДЕО)
Власти АТО Гагаузия назвали «оскорблением» заявления президента Республики Молдова Николае Тимофти о том, что гагаузы не желают учить собственный язык. С таким заявлением выступил заместитель башкана Гагаузии Николай Стоянов.

По его словам, на сегодняшний день не приходится говорить о поддержке государства в изучении гагаузского языка, поскольку «на исследовательские работы по гагаузскому языку, на подготовку и печатание книг ни одного лея не было выделено».

Однако, несмотря на это, власти автономии по мере возможности оказывают поддержку и привлекают внебюджетные средства на издание в регионе книг и журнала на гагаузском языке.

«И когда мы слышим о том, что гагаузы не хотят изучать родной язык – это означает, что или президент неправильно информирован, или же, мы считаем, что это оскорбление личности гагаузов», - заявил на заседании оргкомитета по проведению Третьего всемирного конгресса гагаузов Николай Стоянов.

Он также подчеркнул, что «за всю историю существования Гагаузии управлением образования и Центром научных исследований впервые были изданы книги на гагаузском языке, причем без поддержки Министерства просвещения и Академии наук».

«И когда после этого мы слышим, что не изучаем язык – это неприятно», - заключил Николай Стоянов, цитируемый новостным порталом Gagauzinfo.MD.

Ранее, выступая на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, Николае Тимофти заявил, что из бюджета страны выделяется достаточное количество средств на эти цели, однако жители автономии предпочитают вместо гагаузского языка изучать русский.

«К сожалению, гагаузы не используют эти средства на изучение собственного языка. Там на очень низком уровне изучение гагаузского и это означает, что они его изучать не хотят. Вместо гагаузского они изучают русский», - заметил тогда Николае Тимофти.




Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:




 

Топовые новости

15:04; 21 05 2020
Минздрав: еще более 130 человек выздоровели от коронавируса
 410
14:28; 21 05 2020
Чадыр-Лунгские спортсмены стали призерами онлайн соревнований
 493
14:19; 21 05 2020
Репортаж: Новый учебный блок для молдавского лицея в Комрате
 574
13:49; 21 05 2020
Первый случай коронавируса в Авдарме. Примар обратилась к односельчанам
 958
13:10; 21 05 2020
Президентские выборы в Молдове пройдут 1 ноября
 773
13:05; 21 05 2020
Примэрия Комрата поможет благоустроить территорию турецкого консульства
 845
12:30; 21 05 2020
День возрождения Гагаузии. Первый съезд представителей гагаузского народа состоялся 31 год назад
 672
11:56; 21 05 2020
Ремонт трассы Ферапонтьевка-Авдарма: дорогу покроют слоем модифицированного асфальта
 922
11:51; 21 05 2020
Разбился ртутный термометр? Врач рассказал, какие незамедлительные меры необходимо предпринять
 1 290
11:25; 21 05 2020
Виды на урожай. Министр сельского хозяйства изучил ситуацию на полях колхоза «Победа»
 1 077
11:24; 21 05 2020
Украина откроет 66 КПП на границе с Молдовой и ЕС
 2 285
10:51; 21 05 2020
Сергей Сырбу: «наш запрос в КС не имеет ничего общего с Александром Стояногло»
 1 210
10:50; 21 05 2020
Хорошие новости: Правительство выделило 48 млн леев на строительство дороги Баурчи-Конгаз
 1 950
10:09; 21 05 2020
Инцидент в Чадыр-Лунге: преступники украли инструменты и стройматериалы из инфекционного отделения
 2 347
10:05; 21 05 2020
Полиция отыскала и передала родителям пропавшую девушку из Комрата
 4 422
Написал: олан (15:14; 12 окт 2012) Сообщение #1
Давно пора было ему напомнить, что он пешка
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: ХИРУРГ (15:36; 12 окт 2012) Сообщение #2
Так они только это и могут как "Только назвать". Проеб-ли автономию!!! Вот Приднестровье послали Н-й нациков и заставили себя уважать! Нашу гагаузию нацики превратили в обычный район! Стыдно должно быть вам народные избранники- стыдно!
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Монгол (16:04; 12 окт 2012) Сообщение #3
чимофти прав, но лишь частично, ибо в "власти автономии" которые приходили на смену властям Гагаузской Республики с 1995-го были такой же анти-системой как и топал с кендигеляном, дорвавшиеся до власти в 1990, на антирумынских лозунгах, но шли они под руссификацией, т.е. боролись лишь за сохранение засилья русского, а не реального возрождения гагаузского языка, культуры!Вот почему тимофти=0!и имеет право так говорить, а Юнеско объявлять гагаузский исчезающим,ведь "гагаузские власти" не радели за родной=ана дили=гагаузджа ичин! А посему либо должны к власти прийти настоящие национал-патриоты, которые были у истоков борьбы гагаузов за свои права,язык,культуру и поведут тот курс который не проводился, либо нужно признать, что автономия себя исчерпала и способствует дальнейшей и окончательной руссификации!А это значит, что те из манкуртов кто те кто хочет быть русаком, пусть дергает в россию мачеху!а кто хочет быть румыном пусть дует в кишинев и бухарест!Ким калыджек да истийджек олма=калма гагауз мейдана чыкып не йапма лазы барабар дюшюнджиз !!!!
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: карагез (17:02; 12 окт 2012) Сообщение #4
Монгол, перейти на гагаузскую школу, все равно что перейти на монгольский язык! Но ты этого не понимаешь. С тебя брать нечего. Сам почему не пишешь здесь на гагаузском? Вот в этом и собака зарыта! Выходит - ты сам манкурт!!!
Тебя слушать не о чем: переливаешь из пустого в порожнее!
И даже не понимаешь, что наносишь вред гагаузам. Умным не навредишь, а ТОЛПЕ, края не умеет мыслить отсюда. не имеет своих взглядов можешь..
И выгонять гагаузов и другие народности - это продолжение молдавского фашизма! Поэтому ты воняешь. Научись ср… в туалете., а не здесь гордиться своей тупостью и зловонием. Пошел!
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: батал (17:03; 12 окт 2012) Сообщение #5
Монгол, с тобой можно согласиться, но только лишь отчасти, у тебя чересчур радикальные взгляды. Даже у мононациональных монголов они помягче. А загонять русский язык, в гагаузской среде, на тот уровень что ты предлагаешь, глупо и недальновидно.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Кору бизи АЛЛАХ !!! (17:06; 12 окт 2012) Сообщение #6
Конечно ! Господин Стоянов знает что делает, он не глупый в конце то концов, а делает он то, что ставит палки в колёса Гагаузского развития. Грубо говоря , что мы имеем Гагаузского в ГАГАУЗИИ ? 1)Гагаузское радио и еще что то по мелочам. И всё, вся Гагаузия. Обратите внимание он сам всё это говорит на языке соседнего государства. Я тоже пишу на русском! Но я честно говорю:-" Мы ассимилированны и не лукавлю. Типа то что вы видите не правда , а правда то что буду говорить вам я. И почему собственно говоря не сделать одного из замов Башкана Т. Занета, он не политик и не жадный до бабла? Да не выгодно, потому что он начнёт сразу Гагаузификацию ГАгаузии, что не выгодно тем кто ставит палки в колёса. И я полностью согласен с господином Мангол , что нам надо вести Гагаузскую линию и молиться нашему флагу, гимну и языку. За 200 лет в составе , румын и русских ни получали гагаузы ни автономии ни языка , а только ассимилировались. А если кто поднимал вопрос, сразу закрывали в тюрьму , типа Доброва и т.д. И правы господа чиновники в том , что власть Формузала больше всех сделала для гагаузии и гагаузского языка + Демократическая линия политики Формузала позволяет нам активно работать и постоянно поднимать гагаузский вопрос. Незнаю что будет при других. Но всё равно , те меры которые сегодня предпринимаются , это как мёртвому припарка или каждый месяц кидать в озеро по ложке соли и ждать когда станет морем. А нужны нам сейчас координальные меры по спасению отечества.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: батал (17:20; 12 окт 2012) Сообщение #7
#3-жю хемь #6-жы, олмасыныз ёля теерсиня. Гагаузчыы лязым юренмя, ама рус дилиннян барабар. Атыларсыдык рус дилиндян хептян, тя озаман бизь, хемь бизимь ушакларымыз, кайбележизь. Адама кафа верилмиш дийл сади калпак ташыма, дюшюнюн бише сёлежикана.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Яшасын Гагаузия ! (17:21; 12 окт 2012) Сообщение #8
Господа если Вы признаёте, что развивать сегодня Гагаузский язык, для Гагаузов, то же самое, что начать Монгольский. Это значит, Вы официально признаёте, на сколько низком уровне развития он находится. И тут же лукавите, что у нас всё хорошо. И ХВАТИТ душить Гагаузов, враньём, что уничтожают русский язык. Про русский вообще речь не шла. А душат её вон в Молдове. Вы ошиблись адрессом. Речь идёт о паралельном развитии, а не удушении русского, что вы делаете сейчас по отношению к гагаузскму, осознанно!

Господин Батал ! Вы что шпион? Вы почему дурманите Гагаузов? В Уложении Гагауз Йери, написанно три языка. Почему Русским языком душатся два других языка и используется только один? В том числе Гагаузский, у себя на родине. А лукавите здесь, что , где? да на нас наговаривают. Или своим глазам уже не верите, что Гагаузский вытеснен с делопроизводства и активной жизненной позиции?
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: чадырлы (18:01; 12 окт 2012) Сообщение #9
мудак, он и есть мудак.
монгол, не баламуть людей.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Правда (18:03; 12 окт 2012) Сообщение #10
Что бы мы ни говорили, Тимофти прав! Кто у нас говорит на гагаузском языке? Где у нас говорят на гагузском языке?
В семье на русском, в садике на русском, в школе на русском, в университете на русском, в госучреждения на русском.

Laazim lsvedelim gagauzca, koruialim dilimizi, kulturamizi.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: ответ монголу и кору бизи АЛЛАХ (18:15; 12 окт 2012) Сообщение #11
Господа да по вам психушка плачет. Патриоты недоделанные. Если вы такие правильные не давайте детей в школы и нанимайте преподавателей на дом, чтоб они читали предметы на гагаузском (если найдете таких). Если вы о том гагаузском который сейчас в школах преподается, так это не гагаузский. Спросите своих родителей, ведь его никто не понимает, даже тот кто с детства на гагаузском общается. Изучать надо, для сохранения языка и культуры, но изучать действительно гагаузский (это то же самое что молдаване изучают румынский). Языки схожи, но не нет. Как русский и украинский, как беларусский и русский. В общем новый гагаузский, который вбивают в детей, далеко не гагаузский на котором мы привыкли общаться. Не морочте людям головы. а просто постарайтесь сохранить то что было, а не уничтожать окончательно
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Душманнары еря! (19:09; 12 окт 2012) Сообщение #12
Никаких аргументов, женщина с психушки не привела! Почему мы не должны изучать и развивать свой родной язык у себя на родине?, кроме эмоций , желчи и ненависти к Гагаузскому народу и языку. Из за таких врагов Гагаузского народа и уничтожен наш народ, наши традиции , культура, экономика и язык. После таких жалких выступлений мы ещё больше понимаем, сколько у нас врагов, на какой ступени развития находится Гагаузия и сколько много мы должны ещё сделать, чтобы освободиться от лап сатаны.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Kirlangaj (22:35; 12 окт 2012) Сообщение #13
Господин Стоянов! Вы нарываетесь на грубости, Вы не искренни. Власти Гагаузии не хотят изучения родного языка гагаузов, лишь поэтому в школах не преподаётся ни один предмет по гагаузски, делопроизводство только на русском. Не играйте в Игры, не мутите головы людям, не настривайте их на "врагов". Если не понимаете проблемы, идите домой. Вы же должны понимать что Ваи функции это фиция, Вы только греете стул в кабинете.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Евдокия (10:36; 13 окт 2012) Сообщение #14
Кырлангач пустой и злой как всякий националист!
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Ангелина (10:53; 13 окт 2012) Сообщение #15
Хорошая возможность для слепых от ярости националистов высказаться. Подумайте на чью вы мельницу воду льёте.О каком изучении предметов на гагаузском вы говорите. Так вопрос могут ставить только люди не дружащие с мозгами или враги Гагаузии. Потому что это путь в никуда, тупик для нашего народа. О том чтобы гагаузы перешли на обучение только на гагаузском языке мечтают такие "друзья" гагаузского народа как Тимофти.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: stalker (14:16; 13 окт 2012) Сообщение #16
для "Ангелина" ---- полностью с Вами согласен, респект!!!
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Халк! Уян да калк ! (16:40; 13 окт 2012) Сообщение #17
Странная у Вас тактика Господа. Для того чтобы не пропал Гагаузский язык, надо его не изучать , не развивать и не внедрять. И если мы будем изучать и русский + дополнительно и родной гагаузский, значит мы пропадем. Кому знания мешали? И с какого ...... Гагаузы националисты? Которые поднимают вопрос спасения родного языка и культуры. Может всё наоборот , иностранные националисты душат нас и всё мировое сообщество вам уже указывает на это. О каких предметах на Гагаузском языке вы говорите? Да о всех, с плавным переходом. Вы представляете себе , все российские города с гагаузскими названиями? Это глупо и россия себе не может этого позволить. Так какого ....... мы пропадающая нация , должны себе позволить, улицы с чужими названиями. Ни в какие рамки не входит. Зато кричим :" Как же ,у нас всё хорошо." Идём ко дну. К стати мы любим хороших людей, друзей любой национальности. Только ненавидим врагов Гагаузии и нацистов, которые уничтожили Гагаузию. Но будьте уверенны,мы из пепла востанем.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Написал: Karanaania (17:20; 13 окт 2012) Сообщение #18
Для Ангелина, Евдокия, stalker. От этого НЕВЕЖЕСТВА дует ветрами Арктики. Вы, видимо, никогда в жизни не краснели от стыда и не будете. По логике Вам, критикуя Kirlangaj, следовало бы петь диферамбы Стоянову и Баловой, ибо только они не злые, не националисты, не пустые и не имеют понятия, что водянная мельница может работать, если в ковши льётся вода. Пока Вам удаётся маскироваться под друзья гагаузов, но это только пока. Самосознание гагаузов подскажет как быть с Вами. Одно пока ясно - выбросить из-за ненадобности, zere sade maskaralersiniz bizi - gagauzlari.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: батал (01:24; 14 окт 2012) Сообщение #19
Ангелина права. Не кипятитесь, земляки, поймите о чём речь. Гагаузский надо учить без условно, это даже не обсуждается, но параллельно с русским. Как вы себе представляете изучение предметов точных наук на гагаузском. Да и гуманитарных тоже. Задумайтесь, без русского языка наши дети будут изолированы от русского мира, от богатейшей культуры, от глубоких знаний и, как следствие, учёбы за рубежом.
Действительно кишинёвские румынофилы типа Гимпу и Тимофти мечтают о том, чтобы гагаузы переходили на изучение всех предметов на гагаузском языке, и с удовольствием профинансируют это. Если мы поддадимся на их уговоры, то наши дети слабо развиваясь из-за отсутствия серьёзного фундамента, базы и истории изучения гагаузского, вырастут ограниченными, без серьёзной подготовки. Из них, разве что, получится обслуга титульной нации, то есть молдаван. Гагаузы никогда не имели своей, полноценной, государственности, и поэтому гагаузский не развивался как другие языки, заимствуя новые слова из других языков. И поэтому же, он оставался на уровне бытового, кухонного языка.
Если мы хотим, чтобы наш народ чувствовал себя полноценным и самодостаточным, нам нужно сделать следующее. Во первых, необходимо укреплять статус нашей Автономии выбирая в башканы и НСГ умных, порядочных и патриотично настроенных людей. Не таких политических проституток как большинство сегодняшних, которые покупают своё депутатство, и которые не способны созидать. Во вторых, понять, что наш образовательный путь - только в тандеме с русским. В противном случае мы потеряем все наши завоевания.
Кардашлар, бизим арамызда вар чок илин фикирли инсан, уймын оннарын аклысына, зеря кайбедежизь хепсини не казандык 22 йилын ичиндя.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Karanaania (12:34; 14 окт 2012) Сообщение #20
К батал! Кое в чём с Вами можно согласиться. Однако не во всём. Гагаузы вынуждены сочетать свой мир с русским вот уже более 200 лет. И что? Чем мы можем похвастаться, какими достижениями, успехами. Как это сказалось на развитии нашего языка? Регресивно, без сомнения. И Вы будете утверждать, что это были экспромты, случайные стечения обстоятельст, что в конце концова привели ЮНЕСКО к тому, чтоб констатироывать факт угрозы гибели нашего языка. Другое: мы заимели своё гражданское общество, мы утвердили в жизни новые современные институты знании, культуры? Трудно ответить утвердительно. Третье: Мы сформировали свою экономику, обеспечивающую нам все свои внутренние потребности и возможность обмена товаров? Очень сомнительно и очень печально, другое не скажешь. Мы приобрели гарантии в связи с тем, что заимели свою АВТОНОМИЮ? Стало ещё хуже, потомучто наши враги испугались, что мы сможет стать полноценными людми и гражданами со своим гражданским обществом и ставят нам палки где только можно. И многое другое тревожное. Встаёт вопрос: Что же делать; Одни утверждают, что надо защищать STATUS-kvo. Другие на стороне идеи всё поменять, ибо старое не сработало и не сработает никогда. Видимо оба эти направления страдают радикализмом и надо искать что-то среднее. Легко было африканцам при формировании своих новых государств. Не лукавствуя мудро они в большинстве своём выбрали язык английский, юриспруденцию испанскую, эконоичекий строй американский и т. д. В 1947 году индийцы хотели вешать М. Ганди Д. Неру за то, что они ратовали за государственный язык Индии - английский. Не повесли, и сегодня это великое государство - экономический и культурный гигант Азии. Да, мы малочисленный народ, но эти пароблемы для нас такие же великие как были в своё время для Индии, Африканских и других государсв, сумевших их решить успешно. Когда же видишь в отдельных коментариях этот примитивизм, необразованность с претензией на истину в последней инстанции, становится больно и тоскливо на душе. Народ наш мудрый, надо унего учиться что делать, надо его спросить.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: АННАДЫН ! Гагаузсын ? (17:23; 14 окт 2012) Сообщение #21
Крутят вертят и опять подсовывают русский. К стати от которого ни кто не отказывается. Понимания истины очень просто , ни для средних умов, сказанно в Гагаузской библии :- Гагаузский, Русский , Молдавский- соблюдайте, какого хр-на , опять мутите. РУССКИЙ, русский, руский тошнит уже от дебилизма. Вы, что у себя дома смотрите соседу в рот., что скажет и всегда работаете на него?* Да пошёл он на хр-н. Так вы никогда не станете человеком, а завтра жену вашу потребует. Поэтому запомните, долго , очень долго вы издевались над гагаузским народом. а теперь пора строить гагаузию. Молдова всегда будет против и по тихонечку будет урезать права гагаузии, то же самое русские хр-н ложили на гагаузский язык, у них свои задачи. Гагаузам нужно единство и упорство в строительстве гагаузии, дружба с россией и молдовой, но не должны трогать святое, стратегическое строительство гагаузской республики. Иначе как говорят Турки:- "Олер зарар!" И главное в чем сыр бор. Мировое сообщество говорит :-" Гагаузы исчезаете". ЮНЕСКО - говорит. Тимофти - говорит. Патриоты- говорят. Нет мы ни кого не хотим слушать, все дураки, патриоты нацисты. А гагаузии нет по сегодняшний день. Что за плоды у вас ? 20 лет -ноль. А сегодня когда надо рвать когти, так вы даже не говорите:- "Хорошо надо делать,запланируем". А что мы слышем, -" Нет и не будем делать". И одна дебильная демогогия , не про проблемы исчезающего гагаузского языка, а опять про двадцать пять. Да вы шпионы продажные. И мы не радикалы, от вас требуют хотя бы что то, минимальное для гагаузии, а в ответ ноль. По плодам судят. Так у вас вместо плодов калючки. Что предлогаете , дальше спокойно смотреть на это. Вы себе в детстве не задавали вопрос , -" Почему кругом вас, так много гагаузов и ничего гагаузского, кто это душит, зачем с какой целью.? Очень много крыс завелось в нашей среде. Нало разбудить Гагаузское самосознание. И гагаузия спасет себя своими руками. Другими ассимилируется и исчезнет.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Написал: Karanaania (19:29; 14 окт 2012) Сообщение #22
Аннадын! Гагаузсын? ..."Да вы шпионы продажные..." Всё равно прийдёт время и шпионов будут судить. Это сегодня кажется для некоторых бредовым подобное заявление, но времена поменяются и преступления против собственного народа не останутся безнаказанными, для них нет срока давности. Видите ли Стоянов обиделся на Президента страны, который обвинил его и Балову в преступлениях против собственного народа. Думаю это не недопонимание, а то, с чего я начал комент. Эти люди тешат себя надеждой на не сбыточность этого из-за того что нет соответствующего закона предусматривающего наказание за небрежение должностного лица к языку народа. Прийдёт время - будет и закон и наказание. Ведь они же совершают преступление лишая детей языка матерей, идентичности, исторической памяти, покушаясь на самое святое в этой жизни - верности предкам. Giulerlar diadulardan. Ваши слова:-" Почему кругом вас, так много гагаузов и ничего гагаузского, кто это душит, зачем с какой целью.? Зачем я скажу - потомучто мы наследники великих древних тюрков. Кто? Эта гидра со многими головами, которые надо снимать. Вы правы, кроме нас никто этого не сделает. Как бы это не было брезгливо, никуда от этой необходимости мы не денемся.
[comm-answer]Ответить[/comm-answer]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
Аналитика

Анна Новак, Алексей Карташилов
Eva Gelato: В Гагаузии появится новый бренд мороженого

Алексей Карташилов, Анна Новак
Sweetland: Как в Гагаузии производят сладости в несладкое время

Более 2 тысяч защитных экранов для борьбы с COVID-19 получили гагаузские врачи