То, что еще вчера казалось невероятным, стало событием в минувшую субботу. Во время третьего съезда общественного движения «Новая Гагаузия» ее лидер — примар Комрата Николай Дудогло — официально заявил о вступлении всех членов организации в одну из партий Альянса за европейскую интеграцию — ДПМ.
Именно при поддержке демократической партии Николай Дудогло рассчитывает наконец-то стать башканом, а его команда — взять власть в регионе в свои руки всерьез и надолго. Но пойдет ли на пользу «Новой Гагаузии» союз с одним из компонентов АЕИ? Вот тот вопрос, который ставят сегодня аналитики, следящие за событиями в регионе.
Зачем «Новая Гагаузия» пошла на слияние с Демпартией? Лидер новогагаузов Николай Дудогло ответил на этот вопрос в своем выступлении пространными и размытыми рассуждениями на тему схожести взглядов обеих политических сил на внешнюю и внутреннюю политику Молдовы. Кстати, заодно выяснилось, что эти взгляды новогагаузам пришлось существенно адаптировать под политическую платформу своих союзников.
Если до сих пор они ратовали за восточный вектор и скорейшее вступление в Таможенный союз, то на сегодняшний день Николай Дудогло намерен «поддерживать ровные отношения с Востоком и Западом». «Это [партнерство с Западом] приемлемо для Гагаузии. И нормальные, хорошие отношения с Россией поддерживает вся Гагаузия», — подчеркнул председатель движения.
Все точки над i в этом вопросе расставил один из лидеров движения Василий Нейковчен. Отбросив в сторону ложную скромность, Нейковчен честно признался, что главная цель слияния ДПМ и «Новой Гагаузии» — это установление полного контроля командой Дудогло при помощи «внешних друзей», то есть демократов. Нейковчен отметил, что задача-максимум для собравшихся — это победа на ближайших выборах башкана председателя «Новой Гагаузии», Николая Дудогло. «Трудно завоевать власть, еще труднее ее удержать. Но я надеюсь, что при помощи наших внешних друзей, нашего общего желания мы власть завоюем и удержим ее на долгие годы», — выразил надежду делегат.
«Многообещающий союз»
Выступая перед прессой, Николай Дудогло и другие лидеры «Новой Гагаузии» подчеркивали, что тщательно просчитали все преимущества слияния с Демократической партии. Попробуем себе представить, в чем именно им будет полезна эта политическая сила.
Во-первых, теперь у команды Дудогло появляется покровитель в центре, обладающий мощными рычагами влияния в органах исполнительной власти, судебной системе и немалыми медиаресурсами. Как явствует из договора о формировании правящего Альянса «За европейскую интеграцию», у ДПМ есть контроль над четырьмя министерствами, рядом государственных агентств и специализированных служб. Бесценные подарки в нужный момент может преподнести и Генеральная прокуратура, способная заподозрить в нарушении закона, пожалуй, почти любого гражданина нашей страны.
По-видимому, особую надежду в окружении комратского примара возлагают и на медиа, близкие к ДПМ. А точнее — одному из ее спонсоров, Владу Плахотнюку. Не так давно в Комрате зазвучало радио Maestro FM, чуть раньше в регионе стала работать станция и Prime FM. Все пресс-конференции Николая Дудогло освещают телеканалы Prime и Canal 3. С каждым новым витком политического противостояния в регионе, предпочтения телеканала Publika так же все ближе к интересам ДПМ и «Новой Гагаузии».
Отдельного упоминания заслуживают и финансовые ресурсы Демпартии. Об их размерах и готовности инвестировать в регион мы можем только догадываться по отдельным историям. Так, во время недавних выборов в народное собрание кандидаты от «Новой Гагаузии» (то есть от Демпартии) дарили борцовские ковры стоимостью в 40–50 тысяч леев каждый. А в день голосования претенденты-демократы не скупились «отблагодарить» 400–500 леев каждого избирателя, «сделавшего правильный выбор». При грамотном подходе весь этот административный, финансовый и медийный ресурс будет играть в пользу Дудогло и его сподвижников.
В одной упряжке
Любой, даже самый привлекательный политический союз несет в себе не только ощутимые преимущества, но и объективные минусы. А этих минусов для «Новой Гагаузии» в случае союза с ДПМ более чем достаточно.
Самый болезненный из них — это вхождение Демпартии в правящий Альянс. Не секрет, что юг Молдовы традиционно тяготеет к восточному вектору и выступает за интеграцию в Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана, и этот Альянс чужд местному избирателю уже по одному своему названию. Но и этого мало. Лямку АЕИ демократы тянут вместе с правыми радикалами Михая Гимпу. И прекрасно находят с ними общий язык, особенно, когда речь заходит о противостоянии с третьим собратом по Альянсу — либерал-демократами.
Как показал прошедший съезд, в «Новой Гагаузии» совсем не смущены слиянием с проевропейской партией, делающей одно дело с либералом-унионистом Михаем Гимпу. Николай Дудогло, ничуть не смутившись, произнес, возможно, роковые для него слова о том, что для «Новой Гагаузии» приемлемы «ровные отношения с Востоком и Западом». А в Партии коммунистов новогагаузы видят гораздо большую угрозу для Гагаузии, чем в правящем Альянсе вместе взятом.
Не так уж страшен олигарх…
Заодно команде Дудогло придется отмывать имидж всей Демпартии, вокруг которой последние два года сложилась репутация силы, представляющей интересы бизнес-воротил. На том же съезде председатель Народного собрания Дмитрий Константинов посетовал, что коммунисты борются с вице-председателем ДПМ Владом Плахотнюком и им лично по одной и той же схеме, вешая на обоих политиков ярлык «олигархов». «Коммунисты нашли себе врага — Влада Плахотнюка — в Молдове», а «в Гагаузии для них олигарх — это я. Но я вам скажу другое в этом вопросе. Если оценивать коммунистических олигархов, я достоин их 10 процентов. Все отрасли были заняты ими, начиная от акцизных марок, водичка и тому подобное. Олигархи — это те, кто что-то имеют от государства. А я работал только с кредитами банка, а от государства ничего не имел», — заявил Константинов.
Заодно гагаузский политик сделал и интересное предложение самому Владу Плахотнюку. По мнению Константинова, молдавскому «олигарху №1» достаточно высадить пару тысяч гектаров виноградника на юге страны, чтобы мнение общественности изменилось о нем в лучшую сторону. «Владимир Георгиевич, сделайте это, народ будет помнить, какой вы олигарх», — буквально сказал Дмитрий Константинов.
Между тем и в речи Константинова появились нотки, заставившие даже делегатов съезда насторожиться. Касаясь темы взаимоотношений Молдовы со своим западным соседом, председатель Народного собрания Гагаузии упрекнул коммунистов и в «запугивании народа объединением с Румынией». Сам Константинов уверен, что никакой угрозы унионизма нет и в помине, «но почему-то коммунисты не заметили это».
Пришло время новых подачек
Впрочем, о вышеупомянутых минусах сотрудничества с ДПМ в «Новой Гагаузии» прекрасно осведомлены. И надеются их заретушировать за оставшиеся до очередных парламентских и башканских выборов два года. Каким образом? Уже традиционным для ДПМ способом — при помощи денег.
Как признаются в частных беседах члены движения «Новой Гагаузии», они рассчитывают вернуть своего избирателя за счет точечных инфраструктурных проектов в гагаузских селах: строительство футбольных мини-полей, косметический ремонт зданий общественного пользования, облагораживание улиц и пр. Стоимость каждого такого проекта относительно невелика — 30–40 тысяч леев.
Проблема парламентских выборов в Гагаузии в том, что голоса всех избирателей купить не по карману даже для молдавских олигархов. Окажется ли действенной такая тактика, променяют ли гагаузы свои убеждения на неприкрытые подачки чуждых им политформирований? В Демпартии уверены в положительном ответе на этот вопрос.