Гагаузия отметила очередную годовщину обретения статуса автономии. Чем стало для Молдовы появление этой административной единицы с особым статусом: разрушительным Джином, выпущенным из бутылки или неоценённым преимуществом?
Понедельник, 23 декабря был в Гагаузии выходным. Эта дата уже 19 лет является для местных жителей одним из главных национальных праздников - Днём образования Гагаузской автономии.
Появление на карте Республики Молдова новой административной единицы с автономным статусом стало возможно благодаря принятию парламентом в 1994 году Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии". До принятия этого акта районы с компактным проживанием гагаузов образовывали формально независимую Гагаузскую Республику, которая была провозглашена 19 августа 1990 года. После принятия молдавским законодательным органом судьбоносного для гагаузов закона, в южных районах был проведён референдум о вхождении во вновь образованную автономию. При этом населённые пункты, в которых гагаузское население составляло более 50%, входили в Гагаузию автоматически.
К слову, предпочли стать частью нового территориального образования отнюдь не только гагаузские сёла. Например, в состав Гагаузии вошло село Ферапонтьевка с преобладающим украинским населением. По тому же пути пошли и жители комунны Светлое, составляющие настоящий микс из молдавского, болгарского, русского и гагаузского населения. По итогам плебисцита в границах Гагаузии оказалось 3 города, ставшие районными центрами, и 23 села.
Место, где живут гагаузы - гагаузская земля
Полным названием автономии было определено Автономно-территориальное образование Гагауз Ери. По поводу этого в Комрате ходит история, что когда разработчики Закона о Гагаузской автономии из числа гагаузов представляли его своим молдавским коллегам-парламентариям, они допустили некоторое лукавство, введя в заблуждение относительно перевода слов "Гагауз ери". В прессе довольно часто можно встретить трактовку этого названия, как "место, где живут гагаузы". Тогда как на саом деле Гагауз ери с гагаузского языка дословно означает "земля гагаузов".
В 94 году казалось, что такая прямолинейность в символческих претензиях на территорию своего проживания, может сорвать принятие закона. Поэтому молдавским депутатам решили "подсунуть" комфортную для них и для коллективного сознания молдавского общества формулировку. Для себя же, однако, гагаузы с самого начала чётко обозначили права на эту территориию и, стало быть, на собственную политическую судьбу.
Другая Гагаузия
За 19 лет регион приобрёл свои уникальные для Молдовы черты, свою особую идентичность, которая заметно отличает местных жителей от остальных граждан Молдовы. Помимо очевидных этно-лингвистических отличий, гагаузов отличает особые политические предпочтения. На выборах здесь в большей степени, чем в других районах Республтки Молдова пользутся популярностью антирумынские и пророссийские лозунги. Крое того, гагаузы гораздо большие евроскептики, чем среднестатичтический молдаванин. К слову, о существовани регионального политического самосознания говорят и результаты проводившихся в регионе социологических исследований. Согласно ряду опросов, гагаузы считают для себя более актуальными и важными выборы местных структур власти, чем республиканских.
Особенной чертой местных жителей за почти два десятилетия стала и повышенная политизированность и избирательня активность. Во-первых, само формирование Гагаузии произошло через референдум. Потом всенародным голосованием местные жители выбираи себе столицу. А после формрования органов власти автономии, гагаузы стали выходить к избирательным урнам практически каждый год - к общереспубликанским выборам в местные власти и парламент, жители Гагаузии избирают себе башкана и депутатов Народного собрания.
Отличает Гагаузию и выбор внешних стратегических партнёров для сотрудничества в лице России и Турции. Врочем, в Комрате никогда не спешили объявлять тот или иной курс "безальтернативным" и старались устанавливать связи с каждой страной, от которой сулила хоть какая-то выгода для автономии - от Китая и Азербайджана до Польши и Румынии. И это, признаем, тоже оличает Гагаузию от руководства Молдовы.
Гагаузская дилемма
Примеры можно перечислять и перечислять. Но важно другое: как относиться к этим отличиям? Являемся ли мы свидетелями политического отчуждения Гагаузии и тогда пора применять к её руководству жёсткие санкции? Или реальность состоит в том, что Республика Молдова яляется сложной этно-лингвистической и политико-административной мозаикой, и в таком случае политическому классу страны необходимо лишь научиться тактичности, тонкой дипломатии и политической культуре, чтобы эффективно управлять этим многообразием? Иными словами: является ли создание Гагаузской автономии разрушительным для страны Джином, выпущенным из бутылки или неоценённым преимуществом, осознав которое, Молдова может стать авторитетным примером решения межнациональных конфликтов, на который будет ссылатьсяя весь мир? Этот вопрос витает в отношениях между Кишинёвом и Комратом вот уже 19 лет. Может, к 20-летнему юбилею удасться определиться и решить эту дилемму?