Формузал: «Уголовные дела — это все равно что в тлеющий костерок конфликта 200 литров бензина вылить» (ИНТЕРВЬЮ)
08:58; 17 01 2014
10
6 124
Из-за решения властей Гагаузии провести 2 февраля консультативный референдум по вопросу внешнеполитического вектора развития Молдовы отношения Кишинева и Комрата накалились до предела. По факту подготовки плебисцита генпрокуратура Молдовы возбудила уголовное дело, в рамках которого депутатов гагаузского парламента уже вызывают на допросы. Башкан Гагаузии Михаил Формузал рассказал о том, зачем гагаузам референдум, который не имеет юридической силы, а также о том, что может произойти, если Кишинев продолжит давить на Комрат.
— Зачем гагаузам референдум, который не имеет юридической силы?
— А у меня встречный вопрос: почему такое пристальное внимание к референдуму, решение которого не будет иметь юридической силы? Получается, принятое на этом плебисците решение имеет большое значение. Это консультативный референдум: власти решили посоветоваться с населением. Гагаузы решили развивать в своей автономии демократию. Решение о проведении референдума приняли наши депутаты, и мы обязаны ему подчиниться. Решение суда о запрете (референдума.— «Ъ-MD») есть, но оно в силу так и не вступило. И это случится не скоро — наши депутаты обжалуют его в Апелляционной палате, а если их не устроит решение палаты, пойдут дальше. Вот когда это решение все-таки вступит в силу, тогда и будем его выполнять.
— С вашей точки зрения, почему Кишинев так активно противится референдуму?
— Действий Кишинева я не понимаю вовсе. Что плохого в проведении в Бельцах консультативного референдума? Пусть проведут его в Кагуле, Дрокии, в других районах. Власть избирается народом. Во время выборов партии почему-то предлагают народу те или иные программы, дают обещания, считают его мудрым и оставляют выбор народу. А когда народ захотел высказаться о выборе между Европейским союзом и Таможенным, они его уже не слушают. Власти страны заняты решением своих вопросов: приватизацией госсобственности, хищениями, «распилом» грантов и получением новых кредитов. На мнение народа они не хотят обратить внимание. Мы же считаем, что если народ на всеобщем референдуме высказался бы за подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, тогда сразу подписываем, без лишних вопросов. Если же за Таможенный союз выскажется, значит, власть должна выполнить волю народа. Как на референдуме в Гагаузии проголосуют, я не знаю. Но мнение большинства мы донесем до центральных властей. Мы хотим, чтобы они нас услышали.
— Что может помешать проведению референдума?
— Референдум — законная процедура. Ничего не должно помешать. Во всей Европе референдумы приветствуют и ценят, их решения учитывают. Если европейские чиновники в Молдове начнут отнекиваться от результатов нашего голосования или скажут, что оно неправильное, это уже будут даже не двойные стандарты с их стороны, а вообще нечто непонятное. Поймите, мы не против подписания соглашения с ЕС. Мы хотим посоветоваться с народом. Как народ скажет, так и будет. Обратите внимание, что центральные власти Молдовы до сих пор даже на молдавский не перевели текст парафированного соглашения (текст Соглашения об ассоциации, переведенный на молдавский язык, был опубликован 14 января.— «Ъ-MD»), не говоря уже о переводе на русский язык, доступный нам, гагаузам.
— Вы допускаете какие-либо силовые действия со стороны центральных властей?
— В этом случае ситуация выйдет из-под контроля. Даже возбужденные ими уголовные дела — это все равно что в тлеющий костерок конфликта 200 литров бензина вылить. Тот, кто принял решение о начале уголовного преследования,— настоящий вредитель молдавской государственности.
— Какие последствия может иметь нежелание гагаузских силовиков участвовать в срыве референдума?
— Гагаузское УВД занимается охраной общественного порядка. Они профессионально этим занимаются все последние годы. За семь лет моей работы на посту башкана Гагаузии полиция автономии ни разу не вовлекалась в политические процессы. Не было никаких политических преследований. То же самое со Службой информации и безопасности Гагаузии. Обе структуры профессионально исполняют свои обязанности. Кстати, по закону кандидатуры начальников обеих структур определяют власти Молдовы и согласовывают с Народным собранием Гагаузии. Это делается для лучшей координации действий властей автономии и республики. Не думаю, что УВД или СИБ Гагаузии предпримут какие-то силовые действия, направленные на срыв референдума. В любом случае за развитие ситуации ответственность понесет только один человек — башкан Гагаузии. Именно на мне лежит ответственность за исполнение постановлений Народного собрания о проведении референдума, за выделение и распределение средств на проведение голосования. Я отдаю себе в этом отчет.
— Чем завершатся уголовные дела, открытые центральными властями против организаторов референдума?
— Пшиком. Просто потому, что в этом нет никакого состава преступления. Я уверен, что в будущем самих прокуроров-обвинителей спросят, как они руководствовались законом в этой ситуации и как они использовали закон в политических интересах. Все эти уголовные дела — политическая команда «фас» от хозяев прокуратуры из Демпартии!
— Чем может закончиться нынешнее противостояние Кишинева и Комрата?
— Нет никакого противостояния. Есть желание жителей Гагаузии на основании Закона об особом правовом статусе Гагаузской автономии провести референдум. Если центральные органы продолжат давить, вот тогда может возникнуть противостояние.
— Как вы оцениваете намерение правительства Молдовы провести выездное заседание в Комрате?
— Проводить заседания правительства в разных районах — это очень хорошая практика, и я всегда ее поддерживал. Ее проводил в жизнь и экс-премьер Василий Тарлев, и другой экс-премьер Владимир Филат. Выездное заседание стоило бы провести не только в Гагаузии — жители тараклийского района тоже говорят о необходимости культурно-национальной автономии и намерены присоединиться к нашему референдуму.