Референдум в Гагаузии может иметь гораздо более серьезные последствия, чем это кажется сейчас, когда избирательные участки еще не закрылись, но уже известно, что плебисцит состоялся при очень активной явке избирателей автономии.
Власти Кишинева говорят, что референдум незаконный, и он не будет иметь никаких правовых последствий. Они занимаются самообманом.
Может быть, по законам Молдовы, референдум и незаконный, но он точно легитимный, в том плане, что прошел в полном согласии гагаузского народа с гагаузской властью. И последствия у него точно будут, сначала политические, а потом, не исключено, и правовые.
Референдум в Гагаузии - это тройной удар, в порядке убывания, - по программе "Восточное партнерство" (ВП) Европейского союза, по правящей в Молдове Коалиции проевропейского правления (КПП), и по одной из его составляющих - Демократической партии (ДП).
Выбирая между Европейским союзом и Таможенным союзом, гагаузы однозначно предпочли союз с Россией союзу с Европой. После того, что случилось на Украине, это еще один тревожный звонок для брюссельской бюрократии.
Выбор в пользу ТС надо рассматривать в увязке с поддержкой закона об отложенном статусе Гагаузии. В этом законопроекте говорится, что если Молдова потеряет незвисимость, Гагаузия может сама стать независимым государством. Обычно это трактуется так, что если Молдова будет присоединена к Румынии, Гагаузия с этим не согласится. Но можно пойти в толковании этого документа, который станет законом, принятом на референдуме, дальше.
Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Молдова, формально оставаясь независимым государством, теряет значительную часть своего суверенитета. По этому соглашению, не имея никаких перспектив членства в ЕС, Молдова переходит под его полный контроль. Должен быть создан Совет ассоциации - наднациональный орган, который будет принимать обязательные решения для парламента и правительства Молдовы и следить, чтобы ни один закон, принимаемый в республике, не противоречил СА с ЕС. И тогда можно будет поставить вопрос, а не изменился ли статус Молдовы как независимого государства, не перешла ли она полностью под внешнее управление ЕС, не стала ли его колонией, и если изменился, и перешла, и стала, не имеет ли Гагаузия право, в соответствии с итогами референдума от 2 февраля, на собственную независимость?
После подписания СА с ЕС, которое прямо запрещает ориентацию Молдовы на ТС и означает переход Молдовы в разряд условно независимых стран, связь между первым/вторым вопросами референдума (об ориентации на ЕС или ТС) и третьим вопросом (о независимости Гагаузии в случае утраты Молдовой своей независимости) может приобрести совсем неожиданный, и очень неприятный для ЕС, смысл.
Второй удар гагаузского референдума направлен против действующей кишиневской власти.
Ее представители и раньше не имели мандата избирателей на то, чтобы подписывать программу ВП. В предвыборных платформах партий КПП говорилось об европейской интеграции, но ВП - это не европейская интеграция, это не присоединение к ЕС. Статус участника ВП не предполагает членства в ЕС. Тема расширения ЕС закрыта, и представлять ВП как шаг на пути к присоединению к ЕС - это наперсточничество.
Теперь, когда кто-то из КПП будет говорить, что у них есть мандат народа на движение в сторону ЕС, им ответят, что Гагаузия - против, что Гагаузия - за движение в другую сторону, в сторону ТС. А вместе с ней за это выступила на этом конкретном референдуме и крупнейшая оппозиционная Партия коммунистов, за которую голосовали сотни тысяч избирателей, и множество других партий.
Конечно, лидеры КПП могут просто все игнорировать и поступать так, как им кажется единственно правильным. Мол, я начальник - ты дурак, мне на твое мнение наплевать, и делай, как я сказал. Но такое высокомерие уже сыграло с молдавскими политиками злую шутку в Приднестровье. Они хотят, чтобы Гагаузия стала вторым Приднестровьем? А потом по всей Молдове начали появляться третье, четвертое, пятое Приднестровье?
Третий удар референдума пришелся по ДП. Эта партия потратила много сил и денег, чтобы поставить под свой контроль Гагаузию, ее политиков и органы власти. В результате референдума все эти усилия и деньги пошли прахом.
Референдум сплотил всех гагаузских политиков, которые до этого воевали друг с другом, Формузала с Дудогло и Константиновым, последних - с коммунистами, коммунистов - с Формузалом. Может быть, потом, на башканских выборах, они снова разругаются, но по вопросу референдума они забыли все противоречия и объединились.
Лидеры ДП в автономии не смогли пойти против референдума, потому что это означало подписать себе смертный политический приговор. Это также означает, что идея референдума - не искусственная, не вымученная, а настоящая. Между гагаузским народом и партийным начальством в Кишиневе Дудогло и Константинов выбрали свой народ.
2 февраля 2014 года был плохим днем для ДП, КПП и ВП. Насколько плохим, еще предстоит понять.