Четверо исключенных из фракции демпартии депутатов Народного собрания Гагаузии (НСГ) во главе со спикером Дмитрием Константиновым не сожалеют о принятом партийным руководством решении. Более того, по данным «Ъ-MD», все четверо не скрывали намерений покинуть ДПМ, так что лидеры партии действовали на упреждение. На этом переформатирование сил в НСГ не завершится: не исключено, что демократов покинет еще ряд депутатов, а другие группы уже ведут переговоры о создании нового большинства.
На сегодняшнем заседании Народного собрания Гагаузии (НСГ) четверо депутатов, накануне исключенных из демпартии, представили свою версию событий. Напомним, по требованию первого вице-председателя политформирования Владимира Плахотнюка члены политсовета ДПМ единогласно исключили из рядов партии и ее фракции в гагаузском парламенте спикера НСГ Дмитрия Константинова, депутатов Илью Узуна, Захара Митула и Ивана Топала.
Решение об изгнании коллег поддержали лидер фракции ДПМ в региональном парламенте Демьян Карасени и лидер региональной структуры демпартии в автономии, комратский мэр Николай Дудогло. Последний выступил даже жестче остальных, обвинив бывших коллег в «предательстве команды» и «попытке раскола». Четверо исключенных депутатов прошли в парламент Гагаузии по одномандатным округам в качестве независимых кандидатов. Во фракцию демпартии в НСГ они вступили лишь спустя несколько месяцев после выборов по итогам длительных переговоров. При этом собственно членом демпартии стал только Захар Митул.
Депутатов исключили за то, что они активно поддержали проведение в Гагаузии 2 февраля референдума об отношении к внешнеполитическому курсу Молдовы и закону об отложенном статусе независимости автономии в случае утери Молдовой независимости. Суд признал оба референдума незаконными. По словам господина Плахотнюка, депутатов не раз «предупреждали об опасности этого референдума, но они все равно поддержали его». Более того, именно депутатская «четверка», явившись на внеочередную сессию Народного собрания Гагаузии 31 января, обеспечила необходимый кворум для принятия повторного решения о проведении плебисцита, после того как суд отменил предыдущее аналогичное решение НСГ.
Источники «Ъ-MD» в депутатском корпусе говорят, что то заседание едва не сорвалось, так как его под различными предлогами проигнорировали почти все члены фракций демпартии и либерально-демократической партии. Соответствующие инструкции они получили от партийных коллег из Кишинева. Чтобы собрать кворум, депутатам даже пришлось ждать до семи часов вечера возвращения из Москвы независимого депутата Федора Гагауза. Теперь «четверка Константинова», наряду с остальными участниками того заседания, фигурирует в открытом республиканской прокуратурой уголовном деле по факту организации референдума и уже получила повестки на допрос в Кишинев. А по утверждениям собеседников «Ъ-MD», серьезное давление на них оказывалось и по партийной линии.
На сегодняшнем заседании четверо изгнанников выступили с отдельными, но схожими заявлениями о том, что между партийной дисциплиной и интересами народа они сделали выбор в пользу последнего. Дмитрий Константинов, к примеру, сообщил, что он горд «остаться с народом», а Иван Топал заметил, что их пути с демпартией разошлись не вчера, а когда руководство партии выступило против референдума. Все четверо сетуют, что на совет демпартии приглашены не были и о решении об исключении узнали из СМИ. «Я о решении политсовета демпартии узнал только вчера вечером,— рассказал "Ъ-MD" депутат Илья Узун.— На этом жизнь не останавливается. Теперь я буду более свободен в своих действиях и пойду с народом до конца». Парламентарий при этом заметил, что эти события не скажутся на его личном отношении к Владимиру Плахотнюку. Вину за сложившуюся ситуацию, по мнению господина Узуна, несет Николай Дудогло: «Это его ошибка. Он знал, как думают люди, и сам неоднократно выступал за Таможенный союз. Он даже голосовал на референдуме»,— подчеркнул депутат.
Источники «Ъ-MD» говорят, что о намерении Дмитрия Константинова разорвать отношения с ДПМ было известно еще в начале недели. Об этом якобы знал башкан Гагаузии Михаил Формузал, который вместе с господином Константиновым во вторник встречался в Кишиневе с послами ЕС, США, России и Турции. «Константинов утверждал, что вместе с ним из фракции готовы выйти депутаты Узун, Топал и Митул. Заявление должно было прозвучать на запланированном на 22 февраля чрезвычайном съезде представителей гагаузского народа. Очевидно, господин Плахотнюк просто действовал на упреждение»,— утверждает источник «Ъ-MD».
Теперь во фракции демпартии в Народном собрании осталось 12 депутатов. Информированные источники «Ъ-MD» утверждают, что на этом распад фракции не закончится и что 22 февраля еще ряд депутатов все же заявят о выходе. На сегодняшнем заседании фракции ДПМ несогласных не нашлось: решение об исключении четырех коллег было поддержано единогласно. Так или иначе, устойчивого большинства в НСГ больше нет. Местные политические группы уже приступают к переговорам о возможных коалициях. На волне воодушевления после референдума 2 февраля большинство в НСГ может сформироваться вокруг идеи защиты автономии от посягательств Кишинева. Источники, информированные о содержании переговоров, говорят, что первой инициативой патриотической коалиции может стать обращение в парламент Молдовы с требованием выделить Гагаузии квоту из пяти депутатов, избираемых по одномандатным округам. В противном случае, отмечают собеседники, гагаузы откажутся выйти на избирательные участки во время выборов в парламент.
По мнению директора института политического анализа Politicon Анатола Цэрану, после гагаузского референдума демократы оказались в непростой ситуации: «Исключение группы гагаузских депутатов — вынужденное решение. С одной стороны, это, безусловно, подорвет позиции демпартии в Гагаузии и уменьшит число ее избирателей в регионе. С другой стороны, это попытка сохранить лицо в остальной Молдове, где партии трудно было бы рассчитывать на электоральный успех, не открестившись от организаторов референдума, за которым молдавский избиратель однозначно видит реанимацию сепаратизма». В итоге, отмечает эксперт, пришлось пожертвовать меньшим в надежде не лишиться большего.