Скобиоалэ: вспышки, подобные той, что была 3 июня, в Гагаузии будут повторяться
15:00; 10 06 2014
7
3 008
Беспорядки и драки в гагаузской автономии, наподобие той, что произошла 3 июня, будут еще не раз повторяться. Это элемент политической борьбы и подготовки к выборам, уверен журналист и генеральный продюсер телеканала Jurnal TV Дорин Скобиоалэ.
По его словам, в начале июня общественность Молдовы «стала свидетелем попытки применения осетинского сценария в контексте частых визитов в Комрат».
«Я немного знаю, как протекает там политическая жизнь. Там идет борьба между различными кланами, которые для укрепления своих позиций примкнули к разным партиям и политическим силам», - сказал в интервью радиостанции Europa Libera эксперт.
Он подчеркнул, что «эта вспышка в Народном собрании – часть предвыборного периода», когда «каждый из лагерей пытается консолидировать свои позиции в глазах избирателя и сделать врага из своего политического оппонента».
«Я абсолютно уверен в том, что подобные вспышки будут продолжаться и далее», - сказал Дорин Скобиоалэ.
ЧТО ПРОИЗОШЛО 3 ИЮНЯ В ЗДАНИИ НСГ
Обычное заседание Народного собрания гагаузской автономии, намеченное на 3 июня, переросло в массовые беспорядки с требованием отставки президиума законодательного органа, председателя НСГ Дмитрия Константинова и башкана Михаила Формузала.
Сторонники Демократической партии сорвали заседание, вытолкнули журналистов, запретив им снимать происходящее, и попытались заставить башкана Гагаузии Михаила Формузала и спикера Дмитрия Константинова уйти в отставку.
Глава автономии Михаил Формузал получил удар ногой в лицо от демократа Сергея Чернева. Он же ударил Дмитрия Константинова кулаком в лицо. Обоим руководителям потребовалась медицинская помощь.
NO COMMENT: СЕРГЕЙ ЧЕРНЕВ НАНОСИТ УДАР БАШКАНУ И СПИКЕРУ НСГ
Первые сотрудники полиции прибыли на место происшествия около 10 минут спустя. Стражи порядка не спешили наводить порядок, а лишь стояли перед закрытыми дверями, не предпринимая никаких действий. Когда же они постучались в двери и попытались их открыть - муниципальный советник от ДПМ Виталий Меликян закрыл дверь перед полицейскими, и те попросту разошлись.
Уголовное дело было возбуждено сотрудниками полиции по факту беспорядков в здании Народном собрании. Зачинщикам, чья вина квалицируется по статье 287 УК РМ «Хулиганство», грозит штраф в размере от 400 до 1000 условных единиц или же лишение свободы на срок до 5 лет.
В МВД была создана служебная комиссия по расследованию действий начальника инспектората полиции Комрата Александра Койнак, проявившего пассивность при беспорядках в зале заседания Народного собрания 3 июня. Как следствие, Александр Койнак приказом министра внутренних дел освобожден от занимаемой должности.
КАК НА ИНЦИДЕНТ ОТРЕАГИРОВАЛИ ДЕМОКРАТЫ
Парламентская фракция Партии коммунистов потребовала созыва экстренного заседания парламента по ситуации в Гагаузии. Демократы считают, что этого делать не стоит.
Пресс-служба ДПМ распространила сообщение, в котором заявила, что такие акты насилия «не имеют ничего общего с демократическими ценностями и принципами правового государства, которые должны продвигать политики». Потому Демпартия просит правоохранительные органы «исполнить свой долг» и «наказать всех виновных, вне зависимости от занимаемой должности и членства в какой бы то ни было партии.
Сам Николай Дудогло заявил, что Демократическая партия Молдовы не имеет никакого отношения к беспорядкам в здании Народного собрания гагаузской автономии. Смотрите NO COMMENT
«ПОПЫТКА ГОСПЕРЕВОРОТА В ГАГАУЗИИ - ПРОВАЛИЛАСЬ»
Боевики Демократической партии Молдовы 3 июня попытались осуществить на территории гагаузской автономии государственный переворот по сценарию киевского «майдана». Жителям Молдовы стоит быть готовыми к тому, что руководство Демпартии может применить обкатанную в Гагаузии схему захвата власти на выборах в парламент страны.
МИХАИЛ ФОРМУЗАЛ
«Гражданам Республики Молдова стоит быть готовыми к тому, что главари организованной преступной группировки ДПМ могут применить обкатанную в Гагаузии схему захвата власти на выборах в парламент Республики Молдова. Эта группировка не признаёт принципы политической конкуренции, отдавая предпочтение методам угроз, избиений, подкупа и шантажа. Демократическая партия не использует для прихода во власть криминал. Потому что она и есть – криминал».
То, что произошло в Гагаузии 3 июня, свидетельствует о наличии в Гагаузии боевиков, обученных на киевском майдане, заявил башкан Михаил Формузал.
Руководство полиции и Службы информации и безопасности из Гагаузии были осведомлены о готовящейся 3 июня в здании Народного собрания силовой акции. Однако, они получили команду в эти события не вмешиваться.
ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ:
«Полиция и СИБ знали о готовящемся инциденте. Когда началась потасовка, [глава управления полиции АТО Гагаузия Сергей ] Суходол сказал мне на ухо, что с центра была дана команда не участвовать в этих событиях».
Более того, в этот день Демократическая партия планировала силой принудить подать в отставку башкана Михаила Формузала, спикера НСГ Дмитрия Константинова, главу Вулканештского района Георгия Терзи и примара Вулканешт Федора Терзи. На их место должны были прийти представители Демпартии, заявил Дмитрий Константинов.
Руководство Молдовы намеренно стравливает жителей Гагаузии между собой, и мстит, таким образом, за проведение второго февраля консультативного референдума о внешнеполитическом векторе страны, прокомментировала инцидент депутат парламента от Партии коммунистов Ирина Влах.
ИРИНА ВЛАХ:
«Мы в автономии демократическим путем провели референдум, люди добровольно вышло. Что делают либерал-демократы и демократы? Они нам мстят, делая нас сепаратистами, и сталкивая гагауза с гагаузом. Чтобы мы здесь между собой передрались, воевали, чтобы не боролись с внешними оппонентами единым фронтом. В Кишиневе же в этом время будут показывать на нас пальцем и говорить, что с Гагаузией невозможно вести цивилизованный диалог».
«Башкан Михаил Формузал почувствовал на себе все «прелести» ответа данного политического субъекта. А ответ был жестким, когда боевики, связанные с полукриминальными элементами, ворвались в зал народного собрания и средь бела дня избили высшее руководство Гагаузии. ДПМ использует не демократические процедуры, а силовой инструментарий. Делается все для того, чтобы запугать своих политических оппонентов. Захватить власть в автономии и закрепить за ДПМ контроль в правительстве и парламенте».
ГЛАВА АССОЦИАЦИИ ПРИМАРОВ ГАГАУЗИИ НИКОЛАЙ ГОТИШАН:
«Разрешать политические споры с применением физической силы и морального давления недопустимо. Такие действия ничего общего с культурно-интеллектуальными чертами народов, населяющих Гагаузию, не имеют. Народ Гагаузии законно избрал представителей своей государственной власти. И тот, кто поднял руку на представителя законно избранной власти, тот унизил сам гагаузский народ».
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ЛЕОНИД ДОБРОВ:
«Политическая элита Молдовы заинтересована в дестабилизации обстановки в Гагагузии. Они никого не посадят, потому что это был политический заказ с центра. Центр в тихую, руками самих же гагаузов пытается закрутить эту бойню. мы не должны позволить нашим же гагаузам работать на провокаторские идеи центра».
«Эти действия приводят к дестабилизации политической и социальной обстановки. Случай в Народном собрании нами расценивается, как антидемократичный, а противозаконные действия организованной группы людей стали ужасным примером всему молодому поколению и тревожным вызовом для всех жителей Гагаузии и граждан Республики Молдова».
ЧИТАТЕЛЬ GAGAUZINFO.MD ГЕОРГИЙ КРИСТЕВ:
«Хотелось бы выразить слова поддержки всем, кто физически пострадал от необдуманных действий. Обоим нашим главным руководителям автономии благодарность за отказ от подписания отставки. Отставка должна быть обоснованной и не по зову гостей в НСГ, а по зову закона – Уложения Гагаузии и Конституции Республики Молдова, о которых сегодня забывают те, кто требует к себе уважительного отношения».
ЖУРНАЛИСТ ИГОРЬ ВОЛНИЦКИЙ:
«Хотя этот инцидент в Комрате и достоен осуждения, хотя он превышает все допустимые нормы морали и даже закона, все же мы не можем обойти стороной тот факт, что он подыгрывает Кишиневу. В некотором смысле, здесь есть влияние Кишинева. И в Комрате говорят, что этими событиями в здании Народного собрания дирижировали некоторые политические силы из Кишинева. Как бы то ни было, повторюсь, суть проблемы изменилась, и все это позволяет снизить градус давления Комрата на Кишинев, и теперь жителям автономии предстоит решать более насущные проблемы, а не единым фронтом выступать против Кишинева. Но не исключаю, что в какой-то момент все мелкие разночтения удастся преодолеть и выступить единым фронтом».