Молдавские власти готовятся объявить в международный розыск члена исполкома Гагаузии, начальника управления молодежи и спорта Анатолия Кару.
Чиновника, покинувшего страну, хотят допросить по скандальному делу о подрывной и антиконституционной деятельности на территории Гагаузии, которое расследовали генпрокуратура и СИБ. Процесс по этому делу завершается и может осложнить и без того непростые отношения Молдовы с Россией. По версии следствия, десятки молодых людей из Гагаузской автономии под кураторством российских спецслужб и гагаузских чиновников проходили военную подготовку на территории России. Власти автономии называют дело «сфальсифицированным» и «заказным».
Гуманный суд
О том, что член исполкома Гагаузии (местного правительства), начальник управления молодежи и спорта Анатолий Кара будет объявлен в розыск в ближайшие дни, NewsMaker сообщил информированный источник в молдавских госструктурах, настоявший на анонимности. По его словам, чиновника объявят в розыск, в том числе по линии Интерпола.
Молдавские спецслужбы Молдовы полагают, что Анатолий Кара, в настоящее время находящийся за пределами страны (предположительно, в России), координировал подготовку молодых людей в Гагаузии к ведению «подрывной и антиконституционной деятельности, которая могла нанести ущерб безопасности и территориальной целостности страны». О раскрытии соответствующих планов генпрокуратура Молдовы и Служба информации и безопасности (СИБ) объявили еще в конце июня.
По версии молдавских спецслужб, подрывные мероприятия готовились на протяжении многих месяцев и должны были быть приурочены к подписанию республикой Соглашения об ассоциации с ЕС (подписано 27 июня). Тогда же сотрудники спецслужб задержали в столице Гагаузской автономии Комрате двух молодых людей в возрасте до 30 лет, а неделю спустя — еще двоих их «соратников». Последние, по утверждению следствия, намеревались покинуть страну, чтобы скрыться от уголовного преследования на территории России. Четверку задержанных объявили членами подпольной экстремистской группировки, планировавшей акции по подрыву государственного строя. Других деталей следствия и предъявленных обвинений на первоначальном этапе представлено не было.
Следствие, впрочем, продвигалось быстро, и уже 4 августа в суде Комрата в отношении первых двоих фигурантов дела — Василия Мавроди и Виктора Урума — был вынесен приговор: по пять лет заключения с пятилетней условной отсрочкой исполнения наказания. Осуждены они были по двум весьма серьезным статьям УК Молдовы: ст. 279 ч. 1 «Оказание поддержки иностранным секретным службам в террористических целях» и ст. 26, 282 УК РМ «Подготовка к организации незаконного военизированного формирования».
Оперативность процесса и мягкость вердикта в генпрокуратуре объяснили так: «В ходе слушаний подсудимые признали свою вину, сотрудничали со следствием, раскрыв имена сообщников и другие важные детали, чтобы иметь возможность рассчитывать на смягчение приговора». В ведомстве также сообщили, что уголовное расследование в отношении двух других «сообщников» находится на финальной стадии и в ближайшее время они предстанут перед судом. Еще ряд неназванных фигурантов дела находятся в розыске.
В пресс-службе СИБ отказались прокомментировать решение суда, а также обстоятельства дела и ход следствия. Воздержался от комментариев и следователь генпрокуратуры по особо важным делам Корнелиу Братунов. По словам собеседников NewsMaker в силовых структурах, «гагаузское дело» засекречено и «никто его комментировать не станет».
Российский след
По версии следствия, которая в ходе судебных слушаний была подтверждена признательными показаниями подсудимых, последние проходили военную подготовку на тренировочном лагере на территории Российской Федерации под Ростовом-на-Дону. Там их якобы обучали изготавливать «коктейли Молотова», обращаться с различными видами оружия, противостоять органам правопорядка в случае массовых столкновений и азам боевых действий в городских условиях.
Спецслужбы Молдовы полагают, что в период до октября текущего года соответствующую подготовку в российских тренировочных лагерях должны были пройти до сотни молодых людей из Гагаузии. Именно эту деятельность, полагают молдавские силовики, координировал Анатолий Кара. Опросить его самого на этот счет следователям не удалось: сразу после первых задержаний он покинул страну и с тех пор в Молдове не появлялся.
В день вынесения первого приговора, 4 августа, молдавское издание Deschide.md, известное хорошими связями с молдавскими спецслужбами, опубликовало в сети аудиозаписи «прослушки» телефонных переговоров, якобы имеющих отношение к делу «гагаузских экстремистов». В них голос, приписываемый Анатолию Каре, сообщает собеседнику, что, опасаясь собственного ареста, он выехал из страны и направляется в Россию: «Мне сейчас нужно вывезти отсюда ребят».
Собеседник NewsMaker в молдавских властных структурах, согласившийся говорить на условиях анонимности, уверяет, что силовикам Молдовы удалось предотвратить «украинизацию юга страны со всеми вытекающими последствиями»: «Планировался откровенно украинский сценарий дестабилизации ситуации. Готовились боевики-провокаторы для конкретных целей. Все должно было полыхнуть под выборы [в парламент]. Сотню-другую молодых людей собирались использовать как пушечное мясо». Инициативу гагаузских властей создать в регионе добровольные народные дружны по охране порядка он также называет одним из элементов плана по дестабилизации ситуации: «В дружины мобилизовывали людей старшего возраста. Вопрос — зачем? Что, криминогенная обстановка настолько ухудшилась?»
Гагаузский якорь
Власти Гагаузии называют процесс над «гагаузскими экстремистами» политическим и сфальсифицированным. «Ничего эти ребята не сделали,— уверяет башкан (глава) автономии Михаил Формузал, чьим прямым подчиненным и близким соратником является Анатолий Кара.— За что их судили? За намерения? Два жителя Гагаузии угрожали евроинтеграционному вектору Молдовы? Сказки про белого бычка!» По мнению господина Формузала, целью затеянного Кишиневом процесса является «формирование образа врага из жителей Гагаузии» накануне намеченных на ноябрь выборов в парламент Молдовы.
Гагаузия действительно резко отличается от других районов Молдовы не только по этническому составу (около 82% составляют гагаузы — православный народ тюркского происхождения), но и своими внешнеполитическими приоритетами. В то время как Кишинев объявил безоговорочный курс на интеграцию в ЕС, гагаузские власти активно выступают за сближение с Россией и Таможенным союзом. 2 февраля в автономии прошел консультативный референдум, более 97% участников которого проголосовали за интеграцию в Таможенный союз и против курса на вступление в ЕС. Примерно столько же проголосовали за «отложенный статус» Гагаузии, предполагающий, что в случае утраты Молдовой суверенитета автономия автоматически превращается в независимую республику. Молдавские власти плебисцит не признали, однако широко продвигаемую Кишиневом идею о том, что евроинтеграция является консенсусным выбором всего молдавского общества, Комрат, по сути, поставил под сомнение.
Молдавских экспертов дело «гагаузских экстремистов», как и версия о причастности к нему российских спецслужб, не удивило. Попыток Москвы дестабилизировать ситуацию в стране в ответ на взятый властями курс на сближение с ЕС в Кишиневе ждали давно. Равно как и того, что «антиевропейский поход» может начаться именно из Гагаузии, которая наряду с непризнанным Приднестровьем традиционно используется Россией в качестве «якоря» для удержания Молдовы от резких внешнеполитических шагов.
Опасения по поводу возможной дестабилизации ситуации усилились в Кишиневе после того, как обострился кризис на Украине. «Еще весной 2014 года было известно, что идет набор молодых людей из Гагаузии для последующей их отправки на Украину, в частности в Крым. Однако на этот раз спецслужбы Молдовы провели операцию, цель которой заключается в том, чтобы остудить горячие головы лиц, забывших о том, гражданами чьей страны являются»,— сказал NewsMaker директор программ кишиневского Института публичной политики Оазу Нантой.
По его сведениям, 28 июня, на второй день после подписания Молдовой Соглашения об ассоциации с ЕС, в Комрате должны были заявить, что «Республика Молдова утратила свой суверенитет», и поэтому гагаузы автоматически получают право на внешнее самоопределение и провозглашение «Гагаузской Республики». Более того, утверждает господин Нантой, посланцы из Комрата «разъезжали по селам с преимущественно гагаузским населением в Одесской области, уговаривая их войти в состав «Гагаузской Республики» после коллапса Украины».
В Кишиневе опасаются не только по поводу Гагаузии. Здесь ожидают, что с приближением ноябрьских выборов в парламент, которые уже объявлены как властью, так и оппозицией своего рода референдумом по выбору внешнеполитического курса страны, давление со стороны Москвы будет нарастать. Особенно в наиболее болезненной для Молдове сфере — трудовой миграции. Тем более что вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин не раз предупреждал, что проблемы у Кишинева будут.
«Есть основания считать, что спецслужбы России готовят провокаторов из числа молдавских гастарбайтеров, находящихся в РФ, которые изобразят, вернувшись в Молдову, "возмущение народа" по поводу "антинародной" политики проевропейской коалиции»,— говорит господин Нантой. Все это, по его словам, будет происходить на фоне уже идущей полным ходом политики России по нанесению максимально возможного экономического урона Молдове и провоцированию социального недовольства. «Политическая осень 2014 года станет очередным тестом на жизнеспособность молдавского государства»,— полагает аналитик.
У экспертов в Комрате вопросы вызывает крайняя закрытость деятельности молдавских силовиков в автономии. «Внятной информации по делу нет не только у гагаузской общественности, но и у гагаузских чиновников и даже у руководителей молдавских силовых и специальных служб в автономии. Под подозрением Кишинева, стало быть, вся автономия, от низов до верхов»,— сказал NewsMaker гагаузский политолог Александр Ангели. Закрытость, по его словам, порождает слухи и недовольство, тем более что «Гагаузия и так вся бурлит». «Достаточно искры, чтобы конфликт между Кишиневом и Комратом пошел по неуправляемому сценарию. В этих условиях молдавским властям, раз уж они выступают со столь громкими обвинениями, следовало бы действовать максимально корректно и прозрачно»,— добавил эксперт.
Анализируя обнародованные обстоятельства дела, а также реакцию руководства автономии, господин Ангели отмечает ряд факторов: «Во-первых, все-таки вряд ли это раздуто совсем на пустом месте. Какие-то факты, видимо, имели место, они, очевидно, зафиксированы и задокументированы. Но едва ли сами по себе эти факты тянут на статью. И тут на помощь приходят "намерения", то есть, по сути, домыслы и фобии молдавских спецслужб, чиновников и дежурных кишиневских комментаторов. Единственная возможность доказать "намерения" — это признание подсудимых — "царица доказательств". Чтобы получить их от молодых провинциальных парней, достаточно организовать маски-шоу с задержанием, отвезти в Кишинев и сурово произнести слово "терроризм"».
Эксперт также обращает внимание на противоречивость озвученных обстоятельств «террористического плана», не соответствующего заявленным спецслужбами масштабам: «Волнения на юге якобы должны были начаться на второй день после подписания соглашения об ассоциации, но в активе всего три-четыре человека. С доказательствами причастности иностранных спецслужб, полагаю, все еще сложнее. Повторюсь, все основано на признаниях, которые являются весьма шаткой основой для столь громких обвинений, причем международных масштабов. В общем, все это больше походит на операцию упреждения и запугивания — классическую тактику Кишинева в отношении Комрата на протяжении последних 20 лет».