В молдавском парламенте дожидается своей очереди законопроект, который сделает нашу страну ближе к европейским ценностям и принципам демократии. Нет, Закон «О защите сексуальных меньшинств», оказывается, не самое большое зло. Да и циничное закрытие школ, применение «военизированных» мер при сдаче экзаменов на степень бакалавра тоже не главное зло. Речь идет о Законе «О реституции», принятие которого стало обязательством Молдовы после подписания и ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС.
В двух словах, реституция означает возврат конфискованного государством имущества. На первый взгляд, звучит перспективно, и даже в пользу простых людей, возможно, обделенных государственными органами в какой-либо конкретный исторический период. Однако в нашем случае процесс реституции затронет период пребывания молдавского государства в составе Королевства Румынии, а значит, позволит гражданам Румынии восстановить свое имущество, которым они здесь распоряжались в период в 1918 по 1940 год.
Восточная колония королевства Если в центральной и северной части республики румыны могли иметь какие-либо замки, фабрики или комбинаты, то на юге – кроме земли они ничем владеть не могли. Документально подтверждено, что румынская администрация за период своей оккупации не только не привнесла в Бессарабию никаких технологий и хоть частичку цивилизации, но еще и экспроприировала 60 процентов существующей на тот на нашей территории промышленности и инфраструктуры.
Прежде всего, это коснулось железной дороги, мастерских, текстильных фабрик и кожевенных заводов, которые были переведены из Румынии в Бессарабию. Оккупированная Румынией Бессарабия была превращена в аграрный придаток отсталой страны со значительными пережитками феодализма, которая сама находилась в кабальной зависимости от крупных западных держав. Край подвергся безжалостной эксплуатации властями Румынии и международными монополиями. Только в виде налогов за годы оккупации с Бессарабии было выжато не менее 60,4 миллиардов леев.
Что же с землей? Сегодня все документы, в том числе земельные книги и титулы тех времен находятся в архивах Бухареста. В результате принятия очередного «еврозакона», румыны могут предъявить свои претензии на все 100 процентов пахотных земель в Молдове, и это подтверждают юристы.
«С точки зрения экономической не подлежит сомнению, что реституция молдавской собственности, участков земли и лесных угодий приведёт к полной дезорганизации и без того обескровленного народного хозяйства страны. Достаточно сказать, что объектами реституции станут практически 100 процентов всех пахотных земель», – утверждает экономист Виссарион Чешуев в интервью газете «Молдавские ведомости».
Отказ от суверенитета? Политики, находящиеся у власти и любящие кидаться грязью в сторону России, всячески перечеркивая достижения Советской Молдавии, не отвечают на вопрос, чем пожертвует Молдова в случае принятия Закона «О реституции». Были попытки пронести этот закон через парламент еще в 2010 году, но власти до сих не решаются вынести на обсуждение столь «щедрый» подарок Европейского союза.
В соответствии с соглашением с ЕС, Республика Молдова обязана будет восстановить права собственности на землю и сооружения владельцам этой земли, которые потеряли ее в результате политических рисков до 1940 года.
Попросту говоря, дети румынских бояр и помещиков будут иметь возможность предъявить извлеченный в Бухаресте сертификат, подтверждающий, что их родители владели этой землей. В таком случае, молдавская сторона будет обязана в месячный срок оформить право собственности на «исторического владельца».
В первую очередь, это коснется основной массы молдавских сельчан, поскольку с 1918 года, с начала оккупации Молдовы королевскими румынскими войсками, вся земля здесь была распределена между румынскими помещиками…