В парламенте Республики Молдова зарегистрирован законопроект, регламентирующий реституцию собственности, национализированной советской властью. В случае его принятия в Молдове начнется передел собственности в пользу граждан Румынии, до 28 июня 1940 года владевшими землями и недвижимостью на территории Бессарабии. Авторами законопроекта являются либерал-реформаторы Вадим Кожокару и Вадим Вакарчук.
Парламентарии исходят из требований Договора об ассоциации Молдовы с Европейским союзом, который обязывает нашу страну выполнить вторую волну так называемой приватизации и отказаться от собственного имущества на пути интеграции в Европу.
Если говорить простым языком, то дети румынских помещиков имеют право прийти в Молдову и оформить на себя право собственности на землю либо сооружения, которыми владели их родители в период румынской оккупации Бессарабии в период с 1918 по 1940 годы.
Что такое реституция? Термин «реституция» происходит от латинского слова «restitutio» — восстановление, отозвание, возвращение прежних прав и преимуществ. В современном гражданском и международном праве представляет собой форму материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путем восстановления состояния, существовавшего до его совершения.
Процесс реституции является одним из основных требований при вступлении в Европейский союз. Поэтому альянс за европейскую интеграцию рассматривал возможность принятия такого закона еще в 2010 году, однако отложил его до лучших времен.
Ведь согласно документу, опубликованному на сайте молдавского парламента, «недвижимость, отнятая государством неправомерным путем, коллективными хозяйствами или юридическими лицами с 28 июня 1940 по 27 августа 1991 года возвращается в натуральном виде».
Если такое возвращение невозможно, то «устанавливаются эквивалентные меры возмещения. Меры возмещения будут состоять из компенсации другими активами или услугами, предоставленными в эквиваленте».
Если говорить о самой Румынии, принявшей закон о реституции до вступления в ЕС, то правительство соседней страны до сих пор не смогло удовлетворить все заявления на восстановление имущества. Из 18 тысяч заявлений румынские суды удовлетворили лишь 3 тысячи. При этом, затраты на осуществление реституции в Румынии составят около 21 миллиарда евро.
Что потеряет Молдова? В случае принятия соответствующего закона, Молдова рискует потерять 100 процентов своих пахотных земель, считает экономический эксперт Виссарион Чешуев. В своей статье, опубликованной в газете «Молдавские ведомости», эксперт пишет, что до 28 июня 1940 года вся земля в Молдове была в частной собственности, а все земельные книги находятся в Бухаресте.
«Реституция может нам стоить государственности. К Молдове могут предъявить претензии по всем ста процентам пахотных земель! Что будет с нынешними владельцами, которые получили ее по Земельному кодексу, по квотам? Это будет война, полный хаос», - пишет Виссарион Чешуев.
Исходя из этого, говорить, что усилия двух либерал-реформаторов кажутся пустой тратой времени, не приходится. Рано или поздно, молдавскому народу придется пожинать плоды предательского подписания Cоглашения об ассоциации.
Ведь чем богата Республика Молдова? Сегодня можно насчитать на пальцах количество каких-либо замков или производств, оставшихся со времен румынской оккупации. А вот земля, приватизированная крестьянами в результате развала колхозов – это главное богатство нашей страны.
По мнению эксперта Виссариона Чешуева, в Молдове «людей преднамеренно держат в нищете». «Граждане не понимают, чем владеют, и продают сотку по 50 лей. А рыночная цена одной сотки доходит в Молдове до четырех тысяч евро», - считает эксперт.
Опыт зарубежных стран Процесс реституции оказался болезненным для многих стран, присоединившихся к Европейскому союзу. К примеру, начиная c 2003 года, размер компенсаций, выданных заявителям имущества в Латвии, составил 600 миллионов долларов. Этот вопрос окончательно не решен до сих пор.
В ходе предвыборных дебатов все оппоненты ссылаются на Европейскую конвенцию о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений. В ней есть принципиальные условия: если идет речь о земле - одну треть участка нужно вернуть сразу, остальные две трети новый собственник не имеет права продавать, одна треть должна обрабатываться теми людьми, которые работали на ней до реституции. По истечении пяти лет земля должна быть полностью возвращена прежнему владельцу.
Что касается Украины, в которой европейскую интеграцию больше всех поддерживают западные регионы, то здесь дела обстоят хуже Молдовы. Дело в том, что с имущественными претензиями к этой стране уже готовы обратиться примерно 80 тысяч граждан Польши, которые претендуют на историческую часть города Львова.
Так нужна ли Молдове такая «европейская модернизация»?