Четыре вина из Гагаузии. Как домашняя винодельня стала успешным винным хозяйством, где достать коллекционные гагаузские вина, кто реабилитировал забытый сорт винограда-супергероя и куда скачет золотой конь на этикетке.
Два столетия назад гагаузы и болгары, переселившиеся в Буджак — регион на юге Молдовы, основали степное виноградарство. Сложности степной жизни и природные стихии не останавливали их стремления к расширению площадей виноградников. Для себя гагаузы, как правило, оставляли треть вина, остальное сбывали на местных базарах и ярмарках, а также продавали скупщикам из Одессы, Киева, Херсона и других губерний. К началу ХХ века Бессарабия стала крупнейшей зоной виноградарства в России. Здесь производилось до 15 миллионов литров вина. Зародившиеся тогда традиции стали основой для современного виноделия юга Молдовы.
Сегодня в Гагаузии собирают свыше 30 тысяч тонн винограда в сезон. В основном, это винные сорта. Они перерабатываются на 12 крупных предприятиях и в маленьких домашних винодельнях. На ежегодном фестивале «Gagauz Sarap Yortusu», гагаузском Дне вина, представлены все основные хозяйства. Фестиваль совпадает с праздником Касыми, символизирующим конец сельскохозяйственного сезона и начало подготовки к зиме. Традиционно он проходит в первое воскресенье ноября. Это отличный повод посетить город Комрат, открыть новые грани культуры нашего края, попробовать хорошего вина, потанцевать под народную музыку и, между всем этим, услышать несколько историй.
Для юга Молдовы характерен очень пёстрый национальный и этнический состав населения. Ферапонтьевка — украинское село. Каждый год жители этого села делятся своими культурными традициями на Дне вина.
Как сделать вино из забытого сорта винограда-супергероя?
Оницканский белый — это технический виноград очень позднего периода созревания. Своим названием он обязан селу Оницканы, где в 1962 году была открыта опытная станция иммунитета и селекции винограда. Здесь советские ученые-селекционеры работали над выведением новых сортов, используя образцы из большинства винных регионов Европы, Азии, Африки и Америки. Станция стала «роддомом»для многих уникальных молдавских сортов винограда, среди которых Оницканский белый. Его «суперспособность» — устойчивость к большинству видов виноградных болезней. Это позволяет культивировать виноград без химзащиты и производить из него натуральный чистый продукт. Были и слабые места — виноделы считали, что у Оницканского белого слишком высокая кислотность, и не рассматривали как основу для моносортовых вин. Поэтому его перестали использовать в промышленном виноделии и, по сути, списали в ряды забытых сортов.
Но несколько лет назад у винограда появился второй шанс. Виноделы семьи Новак из села Тартаул, Кантемирского района на своем предприятии TARTCOMVIN решили реабилитировать списанного супергероя. Они экспериментировали с разными видами дрожжей, пока не подобрали оптимальный. Несколько теплых осенних сезонов, во время которых виноград набрал сахара, а кислотность, соответственно, понизил, сыграли на руку экспериментаторам. Сусло (сок из отжимаемого винограда) бродило при низкой температуре, а потом его отправили дображивать в дубовых барриках. И вот, спустя год, в павильоне Tartcomvin красуются бутылки европейского сортового вина Alb de Oniţcani под маркой Novac, а Оницканский белый снова стоит в строю молдавского винодельческого фронта.
У компании Novak есть два вида Alb de Oniţcani – выдержанное в дубовых барриках и классическое.
Какие коллекционные вина не найти в магазинах и куда скачет золотой конь на этикетке?
Скорее всего, ни в одной из молдавских винотек не удастся найти коллекционной серии Tomai. Залитые сургучом бутылки с выдержанными в бочках винами в это раз стали настоящим хитом гагаузского фестиваля. К середине дня все было раскуплено, а представители Tomai-Vinex сообщали неутешительную новость — желающим приобрести вино из этой серии придется ехать на завод, в село Томай, Чадыр-Лунгского района. До 1998 году здесь был обычный винпункт, который изготавливал виноматериалы и отпускал их наливом. Сегодня, благодаря крупным инвестициям, он превратился в одного из флагманов винной промышленности Гагаузии. Замкнутый цикл производства позволяет производить до 1 мллиона бутылок в месяц. Это около 100 различных сухих, полусладких и десертных вин. Экспортируются они более чем в 15 стран мира, среди которых Беларусь, Россия, Китай, Румыния, Кыргызстан и Казахстан, а в центре Анкары даже можно найти фирменный магазин «Tomai».
Скорее всего, ни в одной из молдавских винотек не удастся найти коллекционной серии Tomai.
Исключительно на экспорт — в Россию, Европу, Азию и США, скачет золотой конь с этикетки сухого Мерло, произведенного на винодельческом комплексе «Aurvin». Он входит в число самых крупных и современных производств Восточной Европы и включает в себя собственные новые виноградники и завод по переработке винограда и розливу вина в Зоне Свободного Предпринимательства «Valcaneş». Перерабатывающая мощность завода — 10 тысяч тонн винограда за сезон, производительность — 20 миллионов бутылок в год. Площади виноградников — около 200 гектар. Завод принадлежит компании «DK-Intertrade», которая состоит в российском холдинге «Dionis Club». В Молдове купить такое вино невозможно, поскольку предприятие работает только на экспорт. Так что фестиваль вина в Гагаузии — одно из немногих мест, где можно ухватить за гриву золотого коня, потратив при этом всего 40 лей за бутылку.
Фестиваль вина в Гагаузии — одно из немногих мест, где можно ухватить за гриву золотого коня, потратив при этом всего 40 лей за бутылку.
Как маленькая домашняя винодельня стала успешным винным хозяйством
Если представить Молдову в виде виноградной грозди, то в самом ее низу, на крайнем юге, можно найти городок Вулканешты. Здесь, в междуречье Дуная и Днестра, недалеко от озера Кагул, в конце XIX века разбил свой первый виноградник Червен Гани, по прозвищу Кара — «чернявый». Места, в которых Кара Гани выращивал виноград, на заре нашей эры были границами все еще великой Римской империи, а ее тогдашний правитель — Марк Ульпий Траян, на этих рубежах строил земляные валы. Они должны были ограждать римские провинции от набегов варваров. Сегодня эти земляные насыпи обросли травой и легендами, которые легли в основу названия виноградарско-винодельческой зоны с защищенным географическим указанием — «Valul-lui-Traian».
Кара Гани возделывал свой небольшой виноградник всего в полгектара и каждую осень делал из собранного урожая вино. Все, что Червен понял о вине и винограде, он передал своему сыну, а тот — своему, и так до наших дней. Теперь уже Георгий — праправнук Кара Гани и глава семьи Червен, превратил небольшую домашнюю винодельню в полноценное винное производство. В честь прапрадеда Георгий назвал свой бренд «Kara Gani». Вместе с супругой Ларисой он наладил технологическую линию, в которую входит ленточный транспортер, дробилка, насос для мезги, пресс, ванна для сока. В этом им помог грант от правительства Японии для субъектов молдавского малого и среднего бизнеса JNPGA. Участвуя в грантовых конкурсах, семья Червен приобрела и другое оборудование: емкости из нержавеющей стали, дубовые бочки. В этом году хозяйство выиграло грант в 18,7 тысяч евро на установку солнечных панелей.
Спустя сто лет полгектара семейных виноградников расширились до 10 гектаров, а домашняя винодельня стала крупным винным производством, куда любят приезжать туристы. В хозяйстве оформили дегустационные залы, подвал, двор и устроили небольшой этно-музей. Сегодня у гостей даже есть возможность поработать на земле, которую когда-то возделывал Червен Гани, по прозвищу Кара.
В честь прапрадеда Георгий Червен назвал свой бренд «KaraGani».
Уже несколько лет подряд на Дне вина в Гагаузии не покидает ощущение, что происходящее в этом регионе, можно назвать местной винной революцией. Гиганты виноделия успешно привлекают крупных инвесторов и выходят на новые рынки, маленькие фермерские хозяйства, которые не видят выгоды в сдаче винограда винзаводам по низкой цене, налаживают собственные производства. Активная среда и желание соответствовать экспортным стандартам планомерно ведут к росту качества производимых вин. А сам День вина становится своеобразной ярмаркой достижений, на которой и опытные ценители, и новички-любители, ежегодно открывают для себя новые вина. А кроме вина, можно узнать, как поживает современная культура Гагаузии, например, услышав популярного в регионе Виталия Манжул.