«Мы еще не восприняли городскую культуру»: Виктор Копущу о развитии гагаузской литературы
12:30; 15 01 2018
0
1 121
Жители Гагаузии в своем большинстве «еще не восприняли городскую культуру». Именно этим и обосновывается столь слабое развитие гагаузской литературы, считает известный гагаузский деятель культуры, блогер Виктор Копущу.
По его словам, вопрос развития гагаузской литературы тесно связан с вопросом выживания гагаузского языка. Первым из гагаузов, кто осознал важность издания и распространения литературы на гагаузском языке, был священник Михаил Чакир. С 10-летнего возраста он учился в Кишиневе, став носителем городской культуры. По словам Копущу, вернись Чакир после окончания семинарии на родину, «неизвестно, стал бы он тогда инициатором гагаузского книгопечатания и автором многих переводов».
В 1950-1960-е годы произошел новый рывок в развитии гагаузского языка на территории бывшей Бессарабии. Правда, этот процесс был инициирован извне, в основном не гагаузами. За короткий промежуток времени было сделано много: разработан алфавит на основе кириллицы, утверждены правила правописания, были составлены учебники на гагаузском языке с первого по третий классы начальной школы, а также учебники по родному языку для этих и более старших классов. Стали выходить фольклорные и авторские произведения, гагаузский язык стал языком периодической печати.
«Один из основателей гагаузской литературы Д. Н. Кара Чобан, несомненно, был представителем городской культуры. Кроме литературы, он занимался еще множеством дел, которые никогда не были свойственны гагаузской культуре, которая была и, к сожалению, остается сельской, ‒ писал картины, занимался скульптурой, собирал экспонаты для музея, открытого им же, снимал короткометражные фильмы и сцены из жизни гагаузов того времени», - отметил Копущу.
Он отметил, что чтение ‒ это роскошь, которую сельские жители в большинстве не могли себе позволить. Даже к началу 20 в. в гагаузских селах грамотных людей было очень мало. К середине столетия очень мало было выпускников высших учебных заведений. Гагаузский университет появился лишь в 1991 году. И на этом фоне «становится ясно, что у гагаузов не было никаких шансов иметь свою устоявшуюся литературу».
«Для появления и развития литературы не было городов, в которых могли быть необходимые условия для появления профессиональных писателей и читателей. Если для создания литературы достаточно ограниченное количество пишущих людей, то для ее дальнейшего существования нужны тысячи читателей. А в Гагаузии наблюдается отсутствие не только среднего класса, но и читательского. Если на русском языке какая-то литература еще востребована, то читать на гагаузском языке предпочитают очень и очень немногие. Отсюда проблема экономического характера: отсутствует спрос, отсутствует и предложение», - подчеркнул литератор.
С сожалением Копущу констатировал, что отсутствие культуры чтения в массах – «сигнал того, что гагаузы еще не восприняли городскую культуру».
«Городская культура не появляется по росчерку пера, когда село или поселок получает статус города. Это долгий и сложный процесс. Жители должны почувствовать потребность ходить в театр, которых в Гагаузии два, но оба не имеют своих зданий; читать литературу, которая бы продавалась в соответствующих магазинах; гулять в красивых парках, которых в Гагаузии пока не существует. Для появления таких потребностей, а также для их удовлетворения горожане должны быть материально обеспечены. […] У гагаузской литературы нет никакого будущего вне гагаузской городской культуры. Вне гагаузской городской культуры нет будущего и у гагаузского языка, и у гагаузского народа», - заключил Виктор Копущу.