|
IPN: «Примирить» Комрат и Кишинев можно, включив гагаузскую элиту в процесс принятия решений |
|
14:14; 12 08 2013 |
|
2 |
|
2 042 |
|
Успокоить разгорающиеся страсти между официальным Кишиневом и Комратом можно, если между сторонами воцарятся доверие и общность интересов. Добиться этого можно, включив представителей гагаузской элиты в процесс принятия в Молдове решений, пишет Info-Prim Neo.
У истории урегулирования молдавско-гагаузского конфликта, завершившегося в 1994 году принятием закона «Об особом правовом статусе АТО Гагауз Ери», есть красивая официальная версия. Звучит она примерно так: мирное разрешение конфликта стало возможно благодаря мудрости молдавского и гагаузского народов, явивших всему миру пример цивилизованности и толерантности.
Однако, отмечает IPN, гагаузские и молдавские руководители здесь лукавят. Хотя такое представление истории и оправдано с точки зрения спокойствия общественных отношений, всё же трудно поверить, что Молдова, буквально два года как утратившая контроль над частью своей территории, по доброй воле «мудро» предоставила одному из своих регионов дополнительный суверенитет.
Не разбирая детально события 1990-94 гг., отметим лишь, что унитарное государство может согласиться на создание этнической автономии на своей территории лишь вынужденно, под давлением непреодолимых обстоятельств. Также, справедливости ради, трудно допустить, что гагаузский регион мог рассчитывать тогда на полный отрыв от Молдовы, по примеру Приднестровья, без поддержки извне, в условиях, когда такой поддержки в то время не оказалось, в отличие от Приднестровья.
На нынешнем историческом этапе, который отличается от условий 20-летней давности хотелось бы, чтобы взаимоотношения Комрата и Кишинёва переросли формат «чья возьмёт?». Хотя бы потому, что в противном случае обязательно появятся внешние «добродетели», которые смогут превратить внутригосударственный вопрос в линию международного противостояния. Такая перспектива уж точно ни Гагаузии, ни Молдове не нужна.
У Молдовы и Гагаузии есть практически всё, чтобы в их отношениях на смену противостоянию пришло партнёрское взаимодействие. Есть практика европейских стран с благополучно развивающимися автономиями. Есть ответственные чиновники, понимающие, что путь диалога предпочтительнее давления, ультиматумов и, тем более, баррикад. Нет одного и, пожалуй, самого главного ресурса – взаимного доверия.
И добиться этого доверия – задача, безусловно, обеих сторон. Чтобы гагаузы доверяли политике молдавских властей, их представители должны быть интегрированы в национальную политическую элиту, участвовать в выработке и реализации внутренней и внешней политики, сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD.
Чтобы молдавский политический класс и – шире – население, доверяли бы гагаузским властям и не видели бы в них угрозы национальному суверенитету, все политические и общественные деятели края должны на деле участвовать в общегосударственном строительстве и дистанцироваться от тех немногих радикалов, которые продолжают жить миражами канувшей в Лету «Гагаузской Республики».
В конечном итоге главной движущей силой политики является интерес. Поэтому отношения между АТО Гагаузии и Республикой Молдова войдут в бесконфликтное русло лишь тогда, когда избранные руководители той и другой стороны будут одинаково трактовать и понимать национальные интересы населения. Дело за малым – суметь осознать общность этих интересов, либо создать условия, которые сделают эти интересы общими.
Подписывайтесь на наши новостные ленты в социальных сетях - в facebook, одноклассниках, вконтакте, twitter и instagram
Читайте также по этой теме:
|
|
|
|
|
Топовые новости
|
|
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.
|